Концепция

Обоняние – настолько древнее чувство, связанное с выживанием человеческого рода, безопасностью и репродуктивной функцией, что современные люди практически перестали обращать на него внимание. Слух и зрение почти полностью заменили его. Но обоняние неотделимо от дыхания, и поэтому наши рецепторы постоянно трудятся, вдыхая воздух и распознавая содержащиеся в нем ароматные молекулы. Как правило, это происходит автоматически, неосознанно. Сегмент, связанный с анализом запахов, находится в той же части головного мозга, что и центры, отвечающие за память и такие базовые чувства, как осторожность, агрессия и страх, а также эмоции. Хотим мы того или нет, вдыхая, мы входим в контакт со своим бессознательным, памятью и эмоциями.

Из-за такой связи обоняния с миром "непроявленного", понятия "запах" и "аромат" обросли загадочной, почти мистической аурой. Но при этом мы сохранили с ними глубокие личные отношения.

1

Bluebell от Penhaligon’s 

Понимая это, парфюмеры еще со времен Средневековья предлагают использовать аромат не только для совершения ежедневного туалета или создания впечатляющего образа, но и для достижения желаемого состояния, эмоций. Почему бы, к примеру, с помощью духов ни добавить каплю ассертивности или, наоборот, почувствовать себя легко и расслабленно? Именно поэтому парфюм называют "жидкой эмоцией" или "эмоцией во флаконе".

Желание обладать уникальными ароматами и переживать определенные эмоции породило особое направление в парфюмерии – нишевую парфюмерию или, как ее предпочитают называть сами парфюмеры, артистическую, артистик (от слова artistic).

Нишевая парфюмерия завязывает личные отношения с потребителем, с его внутренним миром, а поэтому является альтернативой массовой парфюмерии, задача которой — обеспечить определенный внешний эффект.

История

"Ниша" заявила о себе в конце 70-х годов прошлого столетия тем, что среди господствующих в то время сложных насыщенных парфюмов в стиле "невозможновыделитьниоднуноту" появлялись ароматы-образы, посвященные отдельным цветам, фруктам и эмоциям, которые они вызывают. Такая парфюмерия отличалась своим художественным началом и "богемным настроением". Так в 1978 году увидели свет культовые Mûre et Musc от L’Artisan Parfumeur (ежевика и мускус) и Bluebell от Penhaligon’s (колокольчик, у которого в природе нет аромата).

1

Mûre et Musc от L’Artisan Parfumeur

После того как нишевая парфюмерия обрела армию поклонников, количество новых брендов, декларирующих выпуск нишевых ароматов, растет как грибы после дождя. Поэтому участники индустрии артистик-парфюмерии серьезно озаботились своей репутацией и будущим отрасли в целом и стали настойчиво заниматься просветительской работой и продвигать свои ценности на всевозможных форумах, выставках и в созданных ее участниками международных институциях. В нишевой парфюмерии выделились свои "элита", "независимые художники" и некая "массовая ниша", ценности которого все-таки тяготеют к масс-маркету. Производители, преданные идеалам артистической парфюмерии, следуют определенным принципам.

1

NuBe

Принципы

1.

Нет желания нравиться всем

Нишевая парфюмерия не ориентируется на максимально возможную аудиторию, на определенные возрастные, гендерные и социальные группы. У нее нет рекламы ни в глянце, ни на телевидении, отсутствует традиция привлечения звезд. Такая парфюмерия претендует на то, чтобы дарить наслаждение и вызывать эмоции, а не быть трендовым элементом гардероба или символом статуса. Справедливости ради стоит сказать, что некоторые бренды все же пытаются максимизировать свою прибыль и выпускают ароматы для определенных групп покупателей, создавая композиции в стиле "нефтяной барон" или "как пахнуть деньгами". Такие дома делают упор на роскошь флаконов и достаточно прямолинейные композиции. Однако мэтры отрасли и известные парфюмеры держат дистанцию с такими предприимчивыми коллегами, полагая, что последние используют внешние атрибуты парфюма в ущерб его содержанию и творческому подходу. К таким же "друзьям ниши" можно отнести и бренды, занимающиеся производством клонов успешных ароматов.

1

Фредерик Малль (Frederic Malle)

2.

Личность парфюмера, художника, выходит на первый план

В артистической парфюмерии даже за ароматами крупных парфюмерных домов, как правило, стоит знаменитый парфюмер. Среди выдающихся парфюмеров, творящих для известных брендов, стоит упомянуть Жан-Клода Эллена (Jean-Claude Ellena) для The Different Company, L'Artisan Parfumeur, Frederic Malle; Бертрана Дюшофура (Bertrand Duchaufour) для Comme des Garcons, Penhaligon's, Aedes de Venustas; Оливию Джакобетти (Olivia Giacobetti) для Diptyque, L'Artisan Parfumeur. Некоторые парфюмеры успешно творят для собственных брендов, и их ароматы считаются эталоном подлинной артистической парфюмерии: Энди Тауэр (Andy Tauer – Tauer Perfumes), Оливье Дюрбано (Olivier Durbano), Веро Керн (Vero Kern– Vero Profumo), Марк Бакстон (Mark Buxton – Mark Buxton Perfumes). Имя одного из этих парфюмеров на упаковке – знак качества в этой сфере. Как правило, парфюмеры — открытые для общения и незаурядные личности: художники, путешественники, ювелиры, исследователи и философы.

1

Жан-Клод Эллена (Jean-Claude Ellena)

3.

Поиск сути

В хорошем нишевом аромате важны три вещи: идея (образ, концепция); форма, в которой она находит свое выражение, то есть парфюмерная композиция; а также мастерство и креативность автора, преобразующего первое во второе. Это роднит настоящий хороший аромат с произведением искусства. Неисчерпаемы темы и идеи, которые лежат в основе творчества парфюмерных домов. Это могут быть исторические персоны и события (Histoires de Parfums), легенды и свойства драгоценных камней (Olivier Durbano), химические элементы периодической системы (NuBe), путешествия в экзотические страны (Parfumerie Générale), вызов и ирония (Etat Libre d'Orange). Не говоря уже о "синтетике" от Comme des Garcons и "молекулах" от Escentric Molecules. Потрясающий, но, к сожалению, недооцененный у нас берлинский проект biehl. parfumkunstwerke исследует тему свободы творчества парфюмеров. Он предложил выдающимся парфюмерам "высказаться" в свободном от маркетинговых требований рынка пространстве. В итоге получилась невероятная ольфакторная галерея из композиций, созданных "от души" Артуретто Ланди (Arturetto Landi), Марком Бакстоном (Mark Buxton), Патрисией Шу (Patricia Choux) и другими. В результате ароматы, разлитые в совершенно простые флаконы и названные аббревиатурой имени парфюмера и порядковым номером (к примеру al01, al02, mb01, mb02), являются идеальными образцами нишевой артистической парфюмерии, которые иллюстрируют союз идеи, творческой свободы, мастерства и формы.

1

4.

Форма имеет значение

Создавая аромат, парфюмер находится в постоянном поиске удивительных нот, нюансов, сочетаний — аккордов. Поэтому парфюмерная композиция, как правило, создается из лучших материалов, часто – редкого и дорогостоящего сырья натурального происхождения и молекул, синтезированных химическим путем. При этом химия ни в коем случае не является врагом нишевого аромата. Химические соединения существенно обогащают палитру ароматных нот, с которыми работает парфюмер. С их помощью он создает различные нюансы, добиваясь желаемого результата. В артистической парфюмерии важно то, как строится композиция, из каких нот и аккордов она состоит и как развивается. Это критерии, по которым можно оценить степень мастерства парфюмера. Но каким бы потрясающим ни было его творение, парфюм оживает только на коже человека, где он, взаимодействуя с естественным запахом тела, раскрывается, изменяется, рассказывает свою историю. Именно в этой возможности вступить с ароматом в отношения, которые вызывают эмоции, и состоит его притягательная сила.

`

Юлия Стриковская – парфюмерный эксперт, создатель проекта Future U (futureu.com.ua).


Читайте также: Гид по нишевой парфюмерии в Украине