Концептуальный художник и философ Адриан Пайпер родилась в 1948 году в Нью-Йорке. Училась в Школе визуального искусства, изучала философию в Городском колледже Нью-Йорка. Получила докторскую степень в Гарвардском университете.

В 1960-х Пайпер создала серию "Рисунки про бумагу", которая хранится в коллекции MoMA.

Главные работы победительницы Венецианской биеннале Адриан Пайпер

С начала 1970-х Пайпер сосредоточилась на проблемах гендерной идентичности, расизма и ксенофобии.

Серия "Катализ" — это ряд перформансов в публичном пространстве, которые основывались на том, что представление о теле — продукт культурных предписаний.

"Катализ I" (1970) — Пайпер пропитала свою одежду смесью уксуса, яиц, молока и масла печени трески, затем в течение недели ездила в вечерние часы пик на поезде.

"Катализ  III" (1970) — подцепила на себя надпись "Мокрая краска" и гуляла по Манхэттену.

Главные работы победительницы Венецианской биеннале Адриан Пайпер

"Катализ IV" (1971) — засунула себе в рот белую тряпку и каталась на автобусе, в метро и в лифте Эмпайр-стейт-билдинг.

Главные работы победительницы Венецианской биеннале Адриан Пайпер

Для серии перформансов "Мифическое существование" (1973—1975) Пайпер создала себе альтер эго: черного мужчину с прической афро и усами.  

Серия "Ванильный кошмар" (c 1986) — рисунки углем в газете New York Times на статьях о расовых отношениях и рекламе хорошей жизни.

 

С 1986 по 1990 создает карточки из серии "Мой вызов", показывая, что расизм и сексизм в равной степени вредны.

Мультипанельная серия "Решай, кто ты такой" (1992) из трех картин. На двух по бока изображены три обезьяны (символизирующие буддистскую идею недеяния зла, отрешенности от неистинного) и детская фотография Аниты Хилл, американского профессора социальной политики, права и женских исследований. Центральное изображение все время меняется.  

К примеру, в версии "#21: Фантомные конечности" изображена афроамериканская девочка Кимберли Харбор, убитая в 1990 году.

В 2015 году на Венецианской биеннале Пайпер показала "Возможный реестр доверия". В установленных художницей "корпоративных киосках" каждый желающий мог подписать пожизенный контракт, согласно которому он должен выполнять как минимум одно из трех правил: "Я имею в виду все, что говорю", "Я сделаю все, что говорю, что сделаю" и "Я всегда буду слишком дорогим, чтобы меня купили".

Главные работы победительницы Венецианской биеннале Адриан Пайпер

Также в Венеции была представлена инсталляция из серии Everything. На школьных досках белым мелом 25 раз написано "Все отберут".

Читайте также: Украина на Венецианской биеннале: ретроспектива.