С началом конца кратковременного перемирия после Первой мировой войны, в 1939 году, в жизни Анри Матисса также начинается темная полоса — сначала он переживает официальный развод с женой Амели, а немного позже у него обнаруживают рак желудка. Это печальное известие повлекло за собой две очень сложные операции и надолго приковало художника к постели. Уже привыкнув к инвалидному креслу, Матисс получает внезапное известие: он узнает, что его знакомая переболела туберкулезом, после чего приняла постриг под именем Жак-Мари в доминиканском монастыре в Вансе.

Жак-Мари попросила художника исправить ее эскизы витражей для монастырской Капеллы Четок. Матисс, по собственному признанию, увидел в этой просьбе "поистине небесное предначертание и некое Божественное знамение". К художнику вновь приходит вдохновение, и он решает взяться за оформление Капеллы вместе со своей ассистенткой Лидией Делекторской: Une Seconde Vie — вторая жизнь — так Матисс называл этот период своей жизни.

В этот знаменательный для художника период была создана известная серия аппликаций под красноречивым названием Jazz — 250 иллюстраций, изданных в 1947 году по инициативе знаменитого франко-греческого культуртрегера Терьяда (Стратиса Элефтериадиса). Красочность этих наивных рисунков является ярким во всех смыслах подтверждением неугасаемой воли художника — воли к жизни, воли к созиданию.

Аппликации Анри Матисса на Dreweatts & Bloomsbury

К слову, техника "тропического" декора последней мужской коллекции Versace, представленной на Неделе мужской моды в Милане, может служить прекрасным свидетельством влияния великого и жизнерадостного Анри Матисса на современное искусство.