Тенденция первая: денежная

Покупать картины, скульптуры, графику, фотографии и прочий арт в интернете – свежий тренд, которому поддались многие коллекционеры. Мировой рынок искусства постепенно уходит в онлайн – ежегодный рост продаж произведений искусства в сети составляет около 30%. В 2013 году объем мирового онлайн арт-рынка составил $1,57 млрд, в 2014 году этот же показатель находился на уровне $2,64 млрд. Прогноз на 2019 год – $6,3 млрд.


Тенденция вторая: привычная

Несмотря на существенный рост, большинство коллекционеров во всем мире еще только привыкают приобретать картины и скульптуры в Сети. Самые прогрессивные в этом вопросе – американцы. Суммарный годовой доход для арт-индустрии США составляет около $25 млрд, а доля онлайн-продаж в Штатах– примерно $1 млрд, то есть почти половина мировых арт-торгов в интернете.

Для украинского потребителя покупка искусства онлайн пока что в новинку. Впрочем, благодаря тому, что появилось новое поколение коллекционеров – люди от 25 лет, которым интересен арт, – процесс привыкания происходит достаточно быстро.


Тенденция третья: конкурентная

Компаний, которые занимаются продажей качественного искусства онлайн, в мире не больше десятка. В их числе Paddle8, ArtNet, Artsy, Saatchi Online. С января 2016 года среди них появилась ODA – площадка по продаже искусства, созданная украинцами.

У каждой платформы свои преимущества. К примеру, у украинской – совмещение онлайн-торгов и социальной сети, что позволяет пользователям не только продавать и покупать арт, но и комментировать, лайкать, общаться с экспертами, изучать искусство.


Тенденция четвертая: социальная

Основные каналы, благодаря которым люди узнают об онлайн-торгах, конкретных площадках по продаже искусства и обсуждают темы, связанные с артом, – это социальные медиа. Согласно отчету Hiscox Online Art Trade за 2015 год, самым популярным в этой области считается фейсбук с долей в 51%, второе место принадлежит инстаграму – 34%.


Тенденция пятая: покупательская

Чаще всего коллекционеры приобретают в интернете живопись. 30% из них покупают работы до $5 тысяч, около 18% – от 5 до $10 тысяч. Что интересно, в основном, речь идет о современном искусстве. Не менее популярна на онлайн-торгах графика – примерно 30% коллекционеров купили ее именно онлайн. Неплохие результаты у новых медиа и диджитал-арта – около 10% продаж в сети в прошлом году. Со скульптурами чуть сложнее. Они часто входят в сегмент более дорогих предметов искусства (от $5 тысяч), а потому продаются реже.


Тенденция шестая: исследовательская

Есть несколько причин, по которым коллекционеры постепенно переходят от покупок арта в оффлайне на покупки искусства онлайн.

Первая – экономия времени. И правда: вместо того чтобы ездить по галереям и тратить на это время, можно быстро зайти в приложение и купить понравившуюся работу.

Вторая – большой выбор. Онлайн в сотни раз больше предложений, чем в оффлайне. Более того, на одной платформе в Сети свои работы зачастую выставляют многие галереи и аукционные дома. В украинском приложении – их уже более 20-ти.

Третья причина – коллекционеры получают возможность открывать для себя совершенно новых художников. Неизвестному таланту намного легче попасть со своими работами в каталог онлайн-приложения, чем разместить их же на стенах галереи.

Четвертая – цена. Многие платформы по продаже искусства переориентировались на работы стоимостью до $10 тысяч, которые могут себе позволить не только богачи. 

Читайте также: Картина на века: Выбор Анатолия Белова.