Куратор Олег Соснов меняет Киев. С его руки в городе появились масштабные произведения стрит-арта на Андреевском спуске, Большой Житомирской, Стрелецкой, Михайловской. Соснов привлекает к работе зарубежных и украинских художников. Самой большой его удачей стал мурал с портретом активиста Сергея Нигояна, сделанный португальцем Александром Фарто.


Что говорят другие

Евгения Кулеба, арт-активистка: "Олег – профессионал. У него большой опыт сотрудничества с авторами и организации всего процесса. Он искренне получает удовольствие от того, что делает. Я – пассионарий, и работать с таким же пассионарием легко и приятно. Мы подружились с художником Александром Фарто и его командой. Это, кстати, особенность Олега: он потом дружит со "своими" художниками".

Владимир Кадыгроб, арт-менеджер: "Мурал Нигояна мне очень симпатичен: эта работа тонкая и мощная одновременно. Символическое место, перспектива, техника — все правильно.

Работа группы "Інтересні Казки" на улице Стрелецкой зажата между двумя домами. Я рядом живу и часто наблюдаю, как прохожие ее рассматривают. Хуже от нее не стало, но со стилем "Інтересних Казок" пора заканчивать, по крайней мере — в центре Киева. Что касается работы внизу Андреевского спуска, то это провал. Но это не страшно, муралы — это не навсегда, и можно достаточно легко исправить ситуацию".

Евгения Моляр, искусствовед: "Сграффіто з портретом Нігояна — дуже вдала робота, на відміну від "Відродження" Секха на Боричевому Тоці. Бо Андріївський узвіз і його стіни дуже символічне і цінне місце для киян, стороннє втручання туди абсолютно недоречне. Взагалі, із сучасних муралів у Києві я вважаю тільки один хорошим — власне портрет Нігояна. Більшість робіт під кураторством Олега дуже якісні та професійні, але поява їх у перенасиченому центрі не завжди виправдана".

1

Что говорит Олег

Недавно я закончил работать во Французском институте. В рамках фестиваля "Французская весна" была возможность привозить художников частично за бюджет института. Параллельно я на волонтерских началах занимался своими проектами. Просто потому что мне это нравится. Я не преследую коммерческих целей, поэтому свободен в выборе художников и площадок.

В Украине происходят резонансные события, которые важны для всего мира, и это привлекает к нам мировую арт-тусовку. Сознательные уличные художники всегда боролись за социальные и гражданские права.

Мне важно, чтобы работы, которые появляются у нас, имели художественную ценность, были произведениями искусства. И чтобы художники, которые их создают, были признанными мастерами.

Я ищу художников, получаю разрешения и продюсирую. За последнее время удалось создать 9 муралов. Все эти работы находятся в пешем расстоянии друг от друга.

На Большой Житомирской была реклама пива в виде граффити на стене дома. Когда истекла аренда рекламной площадки, компанию обязали закрасить логотип. Умные пиар-менеджеры оставили там скрытую рекламу — лого пива на бочках. Моя идея была в том, чтобы убрать рекламу алкоголя и все закрасить. Я думал, что это правильно. В итоге случился скандал и нас назвали вандалами. Сейчас там работа группы "Інтересні Казки". Мне важно, чтобы люди понимали, что такое хорошо, а что такое плохо.

Наши месседжи как минимум не вредны. Вот "Iнтересним Казкам" важна патриотическая тема, что соответствует духу времени. На двух их работах изображен Святой Георгий, побеждающий змею. Это символ борьбы добра и зла, который есть во многих культурах и религиях. "Інтересні Казки" сделали эти работы за свои деньги. Sadolin предоставили бесплатную краску и я договорился, чтоб подъемники были подешевле. Один художник потратил 90 тысяч, другой — 50.

Хороших уличных художников, на мой взгляд, в Украине всего пять. Это "Інтересні Казки" (Владимир Манжос и Алексей Бордусов), которые перестали работать баллончиками и рисуют только кисточками. Это Алексей Кислов, сделавший часть работы на Андреевском спуске. Это Андрей Хир, который выдумывает очень странных персонажей. И Сергей Радкевич, специализирующийся на том, что баллончиком и кистью рисует на стенах иконы.

Я делаю свои проекты в центре Киева, чтобы привлечь внимание власть имущих. Центр — это только первая волна. Наша цель — идти в спальные районы.

Государство должно уметь курировать культурные проекты, потому что культура в конечном итоге приносит деньги. Из этих стен можно сделать туристический маршрут, каталоги, открытки, да что угодно.

В идеале мы должны постепенно отойти от концепции "искусства ради искусства" в финансовую сферу, которая позволит кураторам и художникам жить и зарабатывать своим делом.

Если доносишь хорошую идею правильным людям, обычно это работает.

Иногда бывает сложно. Стена здания санэпидемстанции была в непригляднейшем состоянии, и я пришел к их начальнику с предложением ее разрисовать. Он спросил, зачем это им, если и так все хорошо. Путем переговоров и привлечения на нашу сторону людей из Министерства здравоохранения и Подольской администрации на его решение удалось повлиять.

По просьбе активистки и одной из основательниц "Города-сада" Евгении Кулебы мы вместе с "Інтересними Казками" попросили португальского художника Александра Фарто (Vhils) сделать работу у нас на Михайловской. Он запросил список людей, которыми можно вдохновиться. Я предложил ему варианты: Шевченко, Сковороду, портреты лиц Майдана. Фарто остановился на Нигояне, нарисовал четыре эскиза, один из которых мы выбрали совместно с инициаторами проекта "Город-сад". Он приехал в Украину без гонорара, мы оплачивали только жилье и питание.

Vhils — очень обеспеченный человек, у него график работы по всему миру расписан до 2017 года. Он вышел на тот уровень, когда сам решает, что ему делать. Сейчас Фарто обдумывает проект в Чернобыле, посвященный взаимодействию людей с природой.

Перед созданием мурала с Нигояном, когда мы штукатурили дом, некоторые жильцы были недовольны. Когда перекрывали проезд — тоже ворчали. А когда появился эскиз и начался первый день работы — людям понравилось. Обычно так бывает.

Я никогда не указываю художникам, что им делать. Я только говорю, что есть вот такое пространство, контекст, ситуация. Мне интересно так работать. Художники как лакмусовые бумажки — отображают важные для всех события. Они находятся во взаимодействии с общим энергетическим пространством и предлагают свои видения и свои ходы.

 

Читайте также: Новое имя: Дизайн-компания Fild.