Казимир Малевич в 1915 году осмелился на неслыханную художественную дерзость: выкрасив в черный цвет полотно и назвав его "Черным квадратом", художник одарил мировой общественный вкус первой супрематической пощечиной. Два года спустя французский авангарднист Марсель Дюшан, анонимно представив на заурядной нью-йоркской выставке самый обыкновенный писсуар с ассигнацией вымышленного художника "R. Mutt", совершает очередной радикальный переворот в истории искусства: то, что Малевич сделал с полотном, Дюшан сделал с пространством галереи. 

Редимейды Марселя Дюшана в Gagosian New York

Отныне любая "готовая вещь" (readymade): будь-то утюг, велосипедное колесо или зубная щетка, — попав в галерею и означившись произведением, таковым является. Строптивый француз похоронил старообрядческое элитистское искусствоведение и поставил под сомнение ценность экспертного мнения. И неважно, как вы воспринимаете эти символические жесты: как симптом начала конца старого искусства или как свидетельство начала искусства нового и современного,  не считаться с их значимостью невозможно. Марсель Дюшан остается самым знаменитым в истории дадаистом и одним из самых значимых искусствоведов современности.