Кандинский и музыка

Музыка стала одной из причин, которые спровоцировали кардинальные перемены в жизни Кандинского. Ведь до тридцати лет он успешно занимался юриспруденцией и даже получил предложение стать профессором в Дерптском университете в Тарту. Но жизнь тридцатилетнего юриста необратимо изменилась, после того как однажды он послушал оперу Вагнера "Лоэнгрин". Позже в своей автобиографии "Ступени" Кандинский напишет, что всегда был очарован эмоциональной силой музыки, свободой, которую она дает слушателю, ведь она не буквальна, но позволяет интерпретировать. Художник написал несколько трудов о родстве между музыкой и живописью, в которых он развивает мысль о том, что именно музыка обращается непосредственно к внутреннему элементу, отбрасывая внешнюю буквальную, описательную оболочку. Таким образом, музыка для него была более продвинутым искусством, и на протяжении своей карьеры он стремился доказать, что у живописи есть та же сила.

За что мы любим Кандинского

Василий Кандинский "Черные штрихи I"

"Синий всадник"

Василий Кандинский вместе с Францем Марком основал интернациональное творческое объединение "Синий всадник" в декабре 1911 года в Мюнхене. Главной целью художников, которые входили в группу, было освобождение от устаревших традиций академической живописи и создание нового искусства, отрицая модернистскую программу современного искусства, ориентированную на внешнее, отхождение от действующих тогда канонов и правил. Помимо них в группу входили также Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и один из крупнейших художников европейского авангарда Пауль Клее. Их объединял интерес к примитивному искусству и актуальным движениям начала прошлого века — фовизму и кубизму. Объединение выпускало одноименный альманах, в котором художники предлагали свои размышления об истории искусств и перспективах развития живописи.

За что мы любим Кандинского

Обложка альманаха "Синий всадник"

"Баухаус"

В конце 1921 года Кандинский получил приглашение стать преподавателем в "Баухаусе" и спустя год возглавил там мастерскую живописи. Художник попал в команду самых оригинальных и современных деятелей искусства того времени. "Баухаус" был школой принципиально нового строя. Главной идеей ее основателя Вальтера Гропиуса было объединить живопись, архитектуру и скульптуру для построения будущего. Во время своей работы в "Баухаусе" Кандинский читал несколько курсов, среди которых "Цвет", "Основы художественного проектирования", по сути являющийся теорией дизайна, и "Аналитический рисунок", в рамках которого художник стремился научить студентов вникать в сущность вещей и понимать абстракцию. Но самым знаковым из всех стал именно курс "Цвет", в рамках учебной программы которого он вырабатывает совершенно новый подход к цвету, основанный на анализе отдельных элементов, таких как точка, линия и плоскость, в результате чего в свет вышла работа "Точка и линия на плоскости".

За что мы любим Кандинского

Василий Кандинский "Маленькие миры II"