Несколько лет назад вы возглавляли жюри в Венеции, в этом году — в Берлине. Каково это — судить и быть судимым?

Судить кино — дело очень субъективное. Никогда не тешил себя иллюзией, что смогу выбрать лучший фильм. Все зависит от момента. Я всегда прошу членов жюри, чтобы они смотрели кино с открытым сердцем. Нужно уважать труд каждого режиссера — мы-то знаем, сколько сил уходит на то, чтобы снять фильм. Мне самому как режиссеру всегда было очень интересно изнутри посмотреть на процесс, как раздают призы. Выбор не то чтобы случайный, но есть много случайных факторов, благодаря которым фильм побеждает. Надеюсь, что в суде более объективно оценивают, преступник ты или нет.

Вы нервничаете, когда ваши фильмы попадают в конкурсную программу?

Раньше очень нервничал, а сейчас это сплошные радость и веселье. Победить на фестивале — значит оказаться в правильном месте в правильное время. Скажем, "Рестлера" на Венецианском фестивале показывали самым последним. Наша картина была настолько камерной и низкобюджетной, что ее даже не назвали фильмом закрытия, просто на ней заканчивался конкурс. Никто ничего не ожидал, члены жюри посмотрели наш фильм после двадцати других — они, понятно, очень устали, — а в итоге дали нам главный приз. Микки Рурк страшно расстроился: он хотел, чтобы его наградили как лучшего актера, а когда этого не произошло – закрылся в своем гостиничном номере и все там разломал. Я объяснял Микки, что "Золотой лев" — это даже лучше, но он был безутешен. На следующий день мы летели на кинофестиваль в Торонто с пересадкой во Франкфурте. Я пошел в магазин сладостей — знаете шоколадку Lion? Я купил шоколадку Lion и сказал Микки: "Только что звонили из Венеции, они передумали: приз за лучшего актера — твой! Вот твой шоколадный лев!". Такие у нас с Микки отношения.

Каково это — гулять на вечеринках с Микки Рурком?

В последний раз я был в Украине в 2009 году на киевской презентации фильма "Рестлер", но сначала прилетел в Москву. Микки тусовался там уже две недели, поэтому вся Москва была в дыму. Я избегаю вечеринок с Микки Рурком.

У меня есть серия вопросов "Правда ли, что...". Правда ли, что вы спасли человека, который подавился шиш-кебабом в Лос-Анджелесе?

Правда. Мы пришли на уличную ярмарку с нашим дизайнером по декорациям, который купил себе шиш-кебаб. Вдруг я услышал странные звуки. (Изображает удушение.) Я обернулся и спросил: "С тобой все в порядке?". Дизайнер сделал так: (Изображает удушение, отрицательно машет головой.) Я был очень спокоен: "Ты что, подавился? Может, сделать тебе прием Геймлиха?" Это когда обхватываешь человека сзади и резко дергаешь вверх. Я помню этот прием еще со школы. В общем, я сделал все как надо, и мясо вылетело у дизайнера изо рта.

Правда ли, что вы были специалистом по полевой биологии и проходили курсы в Кении?

Правда. Это был удивительный опыт. Я провел лето на Аляске, где изучал дикую природу, а зиму — в Кении, где наблюдал за морскими котиками.

Вы знаете, что морские котики насилуют пингвинов?

Не может быть!

Я смотрел видео!

Пришлите мне линк.

Никаких проблем. Правда ли, что вас как-то арестовали в Восточном Берлине?

Правда. Я смотрю, вы хорошо подготовились. Это было первое мая 1987 года, Берлинская стена еще была целехонька. Мы с одним очень пьяным австралийским туристом подошли к Чекпойнт Чарли, опустили один из гэдээровских флагов и стали засовывать его ко мне в штаны. Нас, понятно, бросили за решетку. У меня там забрали шнурки и ремень, чтобы я не повесился. Но я знал, что с нами будет все в порядке, потому что охранники смотрели по черно-белому телевизору "Шоу Билла Косби".

Билл Косби победил в холодной войне.

Ага, только сейчас его самого упекут за решетку [телеведущего обвиняют в изнасилованиях. — Buro 24/7]. В итоге часа через три-четыре нас пообещали отпустить, если мы поднимем флаг обратно. Мы это сделали — только повесили его вверх ногами.

Правда, что вы отказались снимать фильмы про Бэтмена? Я знаю сотню режиссеров, которые убьют за такую возможность.

Мне предложили "Бэтмена" после Тима Бертона, до того как за него взялся Кристофер Нолан. Мне никогда не нравились супергерои, но я знал, что это важный фильм для Голливуда. В моих планах было очень дорогое арт-кино "Фонтан", и я некоторое время делал вид, будто интересуюсь "Бэтменом", чтобы мне дали денег на "Фонтан". Деньги на "Фонтан" я в итоге получил.

Правда, что изначально в "Фонтане" должен был сниматься Брэд Питт?

Брэд Питт покинул проект, который пришлось закрыть за 7 недель до начала съемок. Мы к тому времени уже потратили 18 миллионов долларов, потому что строили пирамиды майя. Я потом еще долго утешал себя джин-тоником.

Вы из тех, кто любит джин с тоником?

Раньше любил. Еще я отвлекал себя от грустных мыслей, ухаживая за растениями на заднем дворе своего дома, а потом мне позвонил Сильвестр Сталлоне. Я решил снять "Рестлера" с ним, а пока общался со Сталлоне, понял, что могу сделать более дешевую версию "Фонтана". Я на две недели закрылся в комнате и написал сценарий более поэтического "Фонтана". Мораль отсюда такова: из любой катастрофы может появиться что-то прекрасное. С одной стороны, мне удалось снять "Фонтан" за небольшие деньги, а с другой стороны — у меня родилась идея "Рестлера".

Так а что с Брэдом Питтом случилось?

Ой, это слишком длинная история. Если бы у нас было два-три часа и на каждого по кружке пива, я бы рассказал.

Вы до джин-тоника уехали в Индию, чтобы прочистить мозги, или после?

Уже после. Я взял с собой рюкзак с одной сменой одежды и отправился в Индию и Китай. Я всегда так делаю, когда заканчиваю проект. Мне хочется исчезнуть: закинуть за плечи рюкзак, взять минимальное количество денег и полностью раствориться в каком-нибудь неизвестном месте. На съемочной площадке я все контролирую, а Индия мне нравится тем, что я даже не знаю, как там перейти дорогу.

Правда, что вы встречались с Папой Римским во время пресс-тура в поддержку фильма "Ной"?

Да, мне удалось с ним недолго пообщаться. У Папы Франциска сумасшедше сложная работа и очень прогрессивные взгляды. Меня восхищает то, как он меняет мир. После каждой большой мессы в соборе Святого Петра он спускается вниз и общается с прихожанами.

Вы знаете, что костюм Черного лебедя из вашего фильма — один из самых популярных на Хеллоуин в Америке?

Самое странное, что "Черный лебедь" выходил в американский прокат в ноябре, а 31 октября уже повсюду были люди с макияжем как у Натали Портман в нашем фильме. Я даже видел младенца в таком костюме! Теперь жалею, что не успел костюм запатентовать.

Что вы надеваете на Хеллоуин?

Я наряжаюсь зомби-сутенером. У меня есть золотой костюм с металлическим отливом, который я купил в Лас-Вегасе. Я надеваю его и раскрашиваюсь как зомби.

 

Коктейль Buro 24/7 с Дарреном Аронофски прошел при поддержке Jameson. Jameson — самый популярный ирландский виски в мире.

 

Смотрите также: Гости коктейля Buro 24/7 в честь Даррена Аронофски.