Француз Брюно Дюмон — один из любимых режиссеров Каннского фестиваля, который всегда привозил на Лазурный Берег серьезные драмы ("Человечность", "29 пальм", "Фландрия"). Его новый фильм "Моя краля" ("В тихом омуте", Ma loute)  комедия о столкновении глупых буржуа и рыбаков-людоедов. Главный редактор Buro 24/7 Алексей Тарасов встретился с режиссером на крыше дома в Каннах и узнал, что с ним случилось.


Есть кто-то, кого вы хотели бы убить и съесть?

Мне нужно подумать над этим.

Судя по фильму, вы не очень симпатизируете буржуазии.

Не очень.

Почему так?

Дело не в самих буржуа, а в процессе того, как ими становятся. Самое омерзительное в жизни  это снобизм. Это когда считаешь себя невероятно утонченным и при этом ни в грош не ставишь никого вокруг. Посмотрите на людей, которые занимаются маркетингом, на тех, кто делает идиотские телепрограммы. Можно подумать, что все они болваны, но это не так. В большинстве своем это образованные люди, которые ходят в оперу и цитируют классиков, но при этом выпускают чудовищные пошлые шоу на ТВ. Вот с этим я смириться не могу.

Мой фильм о внутреннем устройстве нашего общества. Мы же все точно такие же, как эти герои. Каждому из нас  и мне, и ей, и вам  присущи буржуазные черты. Мы все хотим жить в красивых домах и мечтаем принадлежать к высшим слоям общества. Это кино не о классе буржуазии, оно об этой позе: "Мы знаем, что делать, но мы не делаем". У нас есть ключи к решению всех проблем, но мы никак их не решаем. Любой фильм  это зеркало, в котором каждый увидит себя, и я в том числе.

Что нового вы узнали, сняв комедию?

Оказалось, что это очень точный и глубокий жанр, хотя я всю жизнь считал его легкомысленным и несерьезным. С его помощью можно лучше понять устройство человека.

Актеры любят повторять, что комедию труднее играть, чем драму.

Конечно, труднее. В основе комедии  всегда случайность, всегда исключение из правил. Этого сложно добиться. Тебе нужно взять какую-то норму и сломать ее, чтобы получить что-то исключительное. И только так можно вызвать смех. Когда кто-то падает, это смешно, только если это произошло случайно. Еще очень важны повторы  это когда ты аккумулируешь комическое. Кому-то шуток будет мало, кто-то подумает, что это уже чересчур, но в этом вся суть кино: ты делаешь зрителю свое уникальное предложение, и оно ему либо по душе, либо нет. Но если совсем не рисковать, не пытаться сконструировать что-то особенное  какой тогда смысл вообще снимать фильмы?

Жюльет Бинош, Фабрис Люкини, Валерия Бруни-Тедески чаще играют серьезные роли. Как вы уговорили их столько кривляться?

Прежде всего, у них самих было острое желание дурачиться, играть  они же приняли мое приглашение, в отличие от других актеров, которые не нашли в себе сил и отказались у меня сниматься. Бинош, Бруни-Тедески, Люкини  большие авантюристы. Наш принцип работы над фильмом очень простой: мы все участники этого приключения, перед нами неизвестность, но мы жаждем увидеть то, что ждет нас впереди.

Важно ли смеяться, когда снимаешь комедию?

Это необязательно. Иногда мы смеялись, но чаще нет. Вообще-то это серьезная напряженная работа. Когда я снимаю и делаю множество разных дублей, то просто готовлю краски для будущего полотна. Я знаю, что актеров это обычно раздражает, но окончательная картина появится только на монтажном столе: многие вещи становятся смешными именно за счет того, как их смонтировали. С помощью монтажа можно создать сцену, которой никогда не было в реальности.

Образ переодетой мальчиком девочки Билли, которая влюблена в рыбака, вы тоже на монтажном столе создавали?

Конечно. Она  сердце всего фильма. "Моя краля"  гротескная комедия, и в ней обязательно должна быть темнота, настоящая драма, которая подпитывает комедию. Билли  единственный серьезный персонаж этой картины, она как черная дыра посреди всего сюжета. Даже в самой легкой любовной истории зрителю нужно что-то, за что он мог бы зацепиться. Будь Билли обычной девочкой, это не было бы так интересно.


Читайте также: Все хиты Каннского кинофестиваля покажут в Украине.