В полвосьмого утра в воскресенье видел тусовщиков, выползающих из афтепати-бара Diamond на рю Жорж Клемансо. Я в это время как раз на первый показ собираюсь.

На оживленной автостраде встретил фэшн-критика Диану Перне, которая каждый день одевается как на похороны. Перне ходила на нового сумасшедшего Ходоровски — интересно, что думали зрители, которым она закрыла пол-экрана своей прической.

1

На вечеринке российского Buro 24/7 по поводу запуска арт-проекта Paradis набрался смелости и попросил Илью Лагутенко перестать вертеться, чтобы я смог по-человечески его сфотографировать. "Так давай сделаем твое это селфи-шмелфи",  предложил Илья, и я повиновался. "Теперь это legit", — добавил музыкант после того, как селфи-шмелфи состоялось.

1

В Каннах так любят Джима Джармуша, что в этом году первые драмы со слезами случились в очередях на показ его "Патерсона".

Джармуш  общепризнанный king of cool, друг рэперов и джазменов, икона бедных и независимых. У него снимаются только ультрамодные артисты  в данном случае звезда великого сериала "Девочки" Адам Драйвер и иранская красавица Гольшифте Фарахани, недавно сыгравшая у Луи Гарреля. Кто-то из американских блогеров уже написал, что "Патерсон"  это sublime, poetic perfection, но, хвала небесам, это совсем не идеальное кино.

1

У водителя автобуса такое же имя, как у города, где он живет. Каждый его день похож на предыдущий. Патерсон просыпается в начале седьмого утра. Перед сменой записывает новое стихотворение в блокнот. Пока ведет автобус, слушает, как пассажиры разговаривают о боксерах, женщинах, анархистах. После работы возвращается к любимой девушке, мечтающей быть художником, дизайнером, королевой кексов, кантри-певицей. По вечерам оставляет бульдога Марвина у бара, где выпивает пива с его хозяином, который играет в шахматы сам с собой. Так получается, что Патерсона окружают одни поэты  и даже 10-летняя школьница, и даже чернокожий парень из прачечной, и даже сердитая жена бармена.

В контексте Украины "поэтическое кино" звучит как ругательство, и у любого другого автора стихотворные строки, наложенные на видео с водопадом, выглядели бы невыносимой пошлостью. Но Джармуш, как всегда, не пытается специально кому-то понравиться. Он по привычке любуется двухэтажной Америкой. Он не устает перечислять любимых авторов: Петрарку, Данте, Игги Попа. Это нежное, никуда не спешащее кино, из которого становится понятно, что режиссер все-таки любит людей (его предыдущий фильм о снобах-вампирах "Выживут только любовники" заставил в этом усомниться). Здесь есть что-то от "Ночи на Земле" с ее неприкаянными таксистами, что-то от "Мертвеца" с его тревожным чувством, что любое счастье (и несчастье тоже) когда-нибудь заканчивается.

"Патерсон" — о внутреннем устройстве любого мужчины, которому обязательно нужны увлекательная работа, хобби и человек, с которым хотелось бы просыпаться. В широком смысле это кино о том, что все будет хорошо  и с любовью, и с кексами, и с блокнотами. И не любить жизнь  все равно что стреляться из игрушечного пистолета: просто тупо.


Читайте также: Клуни, Гослинг, Спилберг. Дневник Каннского кинофестиваля.