Режиссер Жак Одийяр — гений чистой красоты, и драма "Дипан" (Dheepan) — очередное тому подтверждение.

Шриланкиец, воевавший с правительством на стороне "Тамильских тигров" и потерявший все на этой войне, с поддельными документами и семьей переезжает в неблагополучный аррондисман Парижа. Он устраивается уборщиком, его фейковая жена ухаживает за отцом местного бандоса, недавно вышедшего из тюрьмы. Боевое прошлое довольно скоро возвращается к нашим героям, когда пацаны на районе начинают стрелять друг в друга.

Канны: Рептилоиды большого экрана

Одийяр берет сразу несколько важных скучных тем (проблемы мигрантов, посттравматический синдром, уровень преступности в благополучной Франции) и оформляет разговор о них как высоковольтный триллер. Его гений, помимо прочего, в том, что миры, которые он создает в своих фильмах, становятся реальными, осязаемыми. О них можно пораниться. В них небезопасно гулять после наступления темноты.

Самые неправдоподобные обстоятельства (помните женщину из "Ржавчины и костей", которой откусила ноги огромная рыба, и ее приятеля-боксера, участвующего в уличных боях?) режиссер превращает в неопровержимые факты. В главного героя "Дипана" безоговорочно веришь, торгует ли он на улице всякой белибердой со светящимися ушками Микки-Мауса на голове или берет в руку отвертку, чтобы с ее помощью прорубить себе путь через толпу вооруженных гопников.

В мире Одийяра живут по волчьим законам. Война никогда не заканчивается. Спальный район бывает страшнее шриланкийских джунглей. Но еще тут живет любовь, ради которой можно с отверткой пойти против целой банды.

Канны: Рептилоиды большого экрана

В последние дни показали сумасшедшей красоты "Макбета" с Фассбендером и Котийяр — каждый кадр можно вешать в рамочку на стену (а еще можно сойти с ума от Шекспира в оригинале с шотландским акцентом).

Также была "Долина любви" (Valley of Love), трагикомедия с элементами, так сказать, мистики: актеры Жерар (Депардье) и Изабель (Юппер) получают письма от покончившего с собой сына и едут в Неваду к нему на встречу. Оторваться невозможно: Депардье с его грацией бегемота превратился в завораживающее мифологическое чудовище, а про Юппер всегда было понятно, что она рептилоид.

Канны: Рептилоиды большого экрана

Еще показали "Убийцу" (Nie Yin Niang) Хоу Сяосяня, первый эксперимент тайванца в жанре "уся" (wuxia). О нем могу сказать, что в начале есть эффектная черно-белая сцена с очень крутой теткой с мечом, но всю цветную часть я безбожно проспал.

Канны: Рептилоиды большого экрана

Каннский кинофестиваль не про то, чтобы наградить лучших. В финале это субъективный выбор жюри, в данном конкретном случае братьев Коэн, Джейка Джилленхола, Софи Марсо, Сиенны Миллер, Гильермо дель Торо, Росси де Пальмы, Ксавье Долана и импозантной черной женщины, которую я не знаю.

Мои личные фавориты из официальной конкурсной программы такие:

1.

"Сын Шауля" (он же "Сын Саула") — революционно новое высказывание на затасканную тему холокоста. Главная сенсация фестиваля.

2.

"Лобстер"  доходчивое объяснение, почему некоторые женятся, а некоторые — так.

3.

"Мой король" — бесценный дуэт Венсана Касселя и Эмманюэль Берко.

4.

"Закон рынка" — мощное кино про маленького человека в исполнении виртуоза Венсана Лендона.

5.

"И горы сдвинутся с места" — сентиментальное путешествие через годы и расстояния под песню Go West.

Ну и, конечно же, Одийяр.

 

Читайте также: Канны: 3D-порно под колесами любви.