Вы всегда выбираете для экранизации любимых авторов. Я знаю, что вы были знакомы с писателем Фридрихом Горенштейном, который давал вам советы, когда вы снимали свои предыдущие фильмы.

Я действительно была знакома с Горенштейном, и когда-то он дал мне очень важный совет. Я искала сценариста и очень хотела, чтобы он написал сценарий для меня. А он сказал: "Возьми за основу уже существующее произведение. Тогда у тебя будет больше возможностей для творчества". Я его послушала. Сняла два фильма по его произведениям. Горенштейн пишет так, как будто бы это уже готовый сценарий. Как будто он уже раскадровку сделал, только следует расшифровывать. Даже крупности по его тексту чувствуются. Для меня это была очень большая помощь и поддержка.

В этот раз я взяла произведение Шолом-Алейхема — одного из моих самых любимых авторов. С ним дело обстояло иначе. Но подход был такой же: как будто бы в тексте уже есть ключ или шифр. Ни в коем случае нельзя спугнуть главное. Нужно искать подсказки, нащупывать, входить в состояние. С Шолом-Алейхемом я делала это с большим удовольствием.

Горенштейн, Шолом-Алейхем, Нейман...

Коломойский... [Генеральный продюсер фильмов Евы Нейман. — Buro 24/7.]

Да. Что для вас значит быть еврейкой? Ваши фильмы говорят на эту тему.

А вы кто по национальности?

Украинка.

Что, по-вашему, значит быть украинкой? Как это?

Это интересно. И я объясняю другим людям, каково это — быть украинкой. Вы же тоже украинка.

Да. На самом деле это значит, что я родилась во вторник, и это ужасно интересно.

Это естественный вопрос: национальность многое решает.

Безусловно, она решает все. Это корни и так далее. С одной стороны, это такая большая тема, а с другой — я не представляю, как к ней подойти. Как ответить на такой вопрос во время интервью. Даже не знаю, чего вы от меня ожидали.

Вы родились в Запорожье, жили в Берлине. Ваши бабушки-дедушки из Одессы. Вы практически все снимаете либо в Одессе, либо под городом. Почему так?

Да, я действительно родилась в Запорожье. Мой дедушка по маминой линии из Одессы. Он часто меня сюда привозил. И мне кажется, я нашла место, в котором мне очень хорошо. Мне хочется здесь быть, мне хочется здесь снимать. Здесь очень нравится моей дочке. Здесь очень вкусно.

Море рядом.

Ну да, конечно. Совершенно особенная нега. Прилетаешь — и уже в аэропорту воздух как-то обволакивает. Но вообще, Одесса бывает разная, в том числе очень неприятная. Но у нее есть такое свойство — регенерироваться.

В чем она бывает неприятной?

Можно приехать в Одессу — и вдруг она повернется такой стороной, от которой станет не по себе. Со мной такое случалось. Я разговариваю с одесситами, которые живут не в Одессе, и они меня понимают. Но тем не менее приезжаешь еще — и каким-то чудесным образом опять все возрождается. Этот звук, эти порты…

Все ваши фильмы отправлялись на фестивали. Можно ли сказать, что вы снимаете "фестивальное кино", которое не совсем доступно для понимания широкой аудитории?

У меня такого ощущения нет. Я делаю кино так, как умею. Иначе я не могу. Я совсем не думаю о фестивалях, а думаю о зрителе. К зрителю отношусь с уважением.

Какой зритель — ваш?

У меня есть правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. И я стараюсь думать о зрителе как о самой себе. Хочу, чтобы все было по-честному.

Честность в игровом кино не особо важна. Вы изначально были документалистом...

Я изначально режиссер. Документалист — это тоже искусство. Вот Ницше говорил: "Искусство — единственное, что может нас спасти от истины". У художника действительно есть ответственность. Это не пустой звон. С этим нужно обращаться осторожно. Так я для себя решила, и для меня это правильный путь.

Почему в Украине так мало снимают кино?

Денег нет.

Где-то же они есть, почему их оттуда не брать и не снимать кино?

Я не знаю. Дело только в деньгах. А в чем еще может быть проблема?

В школе режиссуры.

Школа полна студентов, выпускников, которые хотят снимать кино. В Украине очень много талантливых людей. Так всегда было — почему сегодня это должно было измениться? Сейчас украинское кино представлено на фестивалях, которые награждают наши фильмы. Украинское кино звучит. Сколько снимают, столько и звучит.

В этом году прозвучало "Племя". Как вы думаете, в чем его успех?

Следующий вопрос. Я о коллегах либо в превосходной форме, либо ничего.

Как о покойниках.

Не как о покойниках. Что я буду говорить о других режиссерах? Оценивать публично — это неприлично. 

 

Читайте также: Коренные одесситы о нетуристической Одессе.