На экраны вышел "Мой король", один из лучших фильмов года, история термоядерных отношений мужчины (Венсан Кассель) и женщины (Эмманюэль Берко), их любовь, ревность, страсть и ненависть длиной в десять лет.

Главный редактор Buro 24/7 Алексей Тарасов встретился в Париже с режиссером "Моего короля" Майвенн Ле Беско и узнал, почему она не хочет, чтобы ее считали женщиной.


Вы где-то сказали, что "Мой король" должен был стать вашим режиссерским дебютом, но у вас было недостаточно опыта, чтобы такое снимать. Что самое сложное в том, чтобы поставить кино, где большую часть времени два человека разговаривают друг с другом?

Выбор фильма, который ты будешь снимать, — это всегда очень личный, интимный процесс. С годами я эволюционировала, мои режиссерские способности очень изменились. Я помню, как десять лет назад говорила своему ассистенту, что никогда в жизни не возьмусь за военное или костюмированное кино, потому что не могу рассказывать о том, чего не видела и чего не знаю. И вот вам 2016 год  я готовлю картину о войне и фильм, действие которого разворачивается в девятнадцатом веке. Раньше все это казалось мне дико скучным, но я уже не та, что была десять лет назад.

Актеры говорят, что вы всегда импровизируете в плане диалогов. Как вам при этом удается сохранить изначальный замысел фильма?

Это какая-то мания  меня почему-то считают режиссером, который снимает кино без сценария. Это неправда. Я выпустила уже четыре фильма и точно знаю, что без сценария у меня не будет ни актеров, ни декораций, ни финансирования.

У каждого режиссера свой собственный метод, и я не думаю, что мой какой-то особенный. Единственный секрет  я не сплю со своим сценарием, я готова его менять. Он для меня не последняя инстанция. Я всегда повторяю актерам одно и то же: не зацикливайтесь на сценарии  слушайте друг друга. Актеры знают: если они не будут друг друга слушать, нам придется сделать еще, еще и еще один дубль. Пока мы не добьемся естественности. Естественный стиль  это как музыка, а я обожаю музыку.

Что вы слушали, когда снимали "Моего короля"?

Ох, что-то не припомню. Когда снимала Polisse [полицейская драма 2011 года, получившая приз жюри в Каннах; название переводили как "Полисс", или "Палиция".  Buro 24/7], слушала Kraftwerk, альбом 1978 года The Man-Machine. Именно из музыки я черпаю энергию, от нее очень зависит мое настроение.

Вы всегда сами снимались в своих фильмах. Почему в этот раз не сыграли главную роль?

Это было бы совершенно невозможно  управлять тридцатью пятью взрослыми мужиками, которые и так раздражены тем, что во главе стоит женщина (давайте посмотрим правде в глаза: кино  женоненавистническая индустрия), и одновременно играть жертву. Эти две роли противоречат друг другу. Моя главная героиня теряет почву под ногами, и, чтобы такое сыграть, мне нужно было бы потерять ее самой, а это я себе позволить не могла.

Интересно то, как разделились мнения зрителей по поводу вашего фильма. Женщины считают героя Касселя подонком и негодяем. Мужчины уверены, что героиня Берко  дура и истеричка.

Я никогда не спорю с людьми. Мне очень льстит то, что мой фильм вызывает споры, хотя я не провоцирую их специально. Я снимаю для того, чтобы снимать. Лично я искренне люблю и не осуждаю своих персонажей. Мне важно, чтобы они были максимально реалистичными. Но я стараюсь не навязывать зрителям какую-то определенную точку зрения.

И все-таки герой Касселя ведет себя отвратительно.

А вот я знаю девушек, которые согласны с тем, что он не самый приятный парень на планете, но они были бы счастливы, если бы их полюбил именно такой мужчина.

Как вы объясняете, почему Венсану Касселю постоянно достаются роли мерзавцев?

Во всем, что делает Кассель, всегда есть юмор. Он идеален в случаях, когда нужно разрядить напряженную ситуацию. Его героя ненавидят за его поступки и обожают за то, кем он является на самом деле.

На Каннском кинофестивале в прошлом году очень много говорили о правах женщин и жаловались, что в конкурсной программе мало женщин-режиссеров. Сложно ли быть женщиной, чьи фильмы получают призы в Каннах?

Меня эта дискуссия о равноправии полов в кино раздражает, потому что она дебильная. Как далеко это зайдет? Дальше мы будем возмущаться, что в конкурсе нет блондинок, чернокожих, арабских, низкорослых женщин? А потом давайте еще введем на Каннском кинофестивале квоты!

Как раз в этом году я читала статью на эту тему: отлично, что в конкурс попали женщины, но они же выбрали только красивых! Интересно, оказалась бы Майвенн в Каннах, если бы не ее внешность? Я не хочу, чтобы меня оценивали по таким параметрам. Нужно доверять людям, которые выбирают фильмы. Мои первые две картины в конкурс в Канны не взяли. Но для режиссера нет ничего более оскорбительного, чем знать, что его новый фильм номинируется на "Золотую пальмовую ветвь" только потому, что этот режиссер  женщина.  

 

Читайте также: 5 фильмов Луиса Бунюэля, которые нельзя пропустить.