Никита Кузьменко – 26-летний кинооператор из Киева. В 2014 году снятый им фильм "Жива ватра" победил на престижном фестивале документального кино Hot Docs в Торонто. На его счету клипы Джамалы ("Заплуталась"), Sophie Villy (Connected), Евы Бушминой ("Не преступление") и других. В этом году в прокат выйдет "украинский танцевальный экшен" Let's Dance, в котором Никита дебютировал в качестве оператора-постановщика. Также недавно вішел клип группы "Агонь", где Никита выступил в качкстве оператора-постановщика.


Что говорят другие:

Олена Ершова, продюсер, член жюри Национального конкурса Одесского кинофестиваля в 2015 году: "Я думаю, что успех "Живой ватры" во многом обязан таланту оператора Никиты Кузьменко, который, с одной стороны, очень тонко чувствует режиссера, а с другой – создает ощущение материала. Ты прямо чувствуешь великолепие Карпат и в то же время некую грусть его жителей. Я очень рада, что в Украине растет такое талантливое поколение, надеюсь, нам удастся поработать вместе. Во всяком случае, буду советовать Никиту режиссерам".

Что говорит Никита:

Однажды у меня возник позыв снимать. В 2002 году я впервые взял камеру в руки и начал снимать друзей, с которыми мы вместе катались на скейтах. Мы постоянно смотрели западные скейт-видео и захотели сделать что-то подобное.

Первые мои видеокамеры были пленочными, стоили сумасшедших денег. Мой дедушка был дальнобойщиком, привез из-за границы семейную "мыльницу" Sony, на которую родители снимали домашние праздники. Когда я стал постарше, мне разрешили взять ее с собой на улицу. Тогда у нас с друзьями ничего не получилось, и мы отложили эту идею в сторону.

Я решил, что нужно сначала научиться фотографировать, а потом уже переходить к видео. Меня всегда увлекала черно-белая фотография – она дает тебе все: четкое понимание того, что такое композиция, освещение, контраст. Черно-белое изображение – это то, что у нас было изначально. Потом уже появился цвет.

 

Самое важное – это виденье. Оно формируется благодаря тому, куда ты смотришь, как воспринимаешь и чувствуешь все вокруг себя. Кино – это зеркало всего того, что происходит вокруг нас.

Мне нравятся черно-белые советские картины, но не только. Люблю Сергея Урусевского, это отличный оператор, работавший на фильмах "Летят журавли" и "Я – Куба".

В нашей системе обучения есть курс истории кино, где мы смотрим очень много киноклассики и новых фильмов. Художественные руководители дают базу режиссеров и фотографов. Благодаря этому ты становишься визуально образованным, знаешь, какая есть планка. Так формируется вкус.

После окончания университета я получил грант и уехал в Польшу. Учился там еще три года на режиссуре документальных фильмов, а потом работал в кино и рекламе ассистентом оператора в Дании, Эстонии и Германии.

Недавно ездил учиться в Лос-Анджелес в Global Cinematography Institute (Глобальный институт операторского мастерства), основанный Юрием Нейманом (ASC) и Вилмошем Жигмондом (ASC). Меня туда никто не приглашал, я сам скопил денег и поступил в школу для операторов. Там три левела, я прошел только первый. Все преподаватели состоят в Американском обществе кинооператоров [ASC, основано в 1919 году. – Buro 24/7].

Я очень много внимания уделяю учебе. Если перестану учиться, меня можно будет списывать.

1

Я ни на кого не равняюсь, стараюсь делать по-своему. Меньше пользуюсь референсными картинками, пытаюсь вытягивать все из себя. Каждый раз стараюсь понять, как я могу быть полезен этой конкретной истории, как рассказать ее интереснее.

Эммануэль Любецки [оператор "Гравитации", "Бердмэна" и "Легенды Хью Гласса". – Buro 24/7] – один из тех современных операторов, которые вдохновляют своими новаторскими подходами. Но я не хотел бы выделять кого-то одного, я у всех учусь понемногу.

1

Мы с Толиком Сачивко дружим уже несколько лет. Когда только познакомились, сняли несколько работ вместе. А ровно год назад Толик пригласил меня в свой режиссерский дебют – клип Джамалы "Заплуталась". Это был очень важный для нас обоих момент, потому что Джамала – артист с именем, а тут мы такие нежданные-негаданные.

Оператор и режиссер всегда работают очень тесно. Если что-то идет не так – ты должен это сказать. Без взаимопонимания никуда.

У меня недавно состоялся режиссерский дебют: я снял клип для группы The Gitas, которую в Лос-Анджелесе организовал Саша Чемеров из "Димної суміші". Сейчас они заканчивают запись пластинки, и видео будет на одну из этих песен. Надеюсь, что его увидят и тут.

На днях заканчиваются съемки полнометражного фильма Let's Dance ("Давай, танцуй!"), где я впервые выступил как оператор-постановщик. В отличие от фестивальной "Живой ватры", это будет кинотеатральный фильм, для проката.

Когда мне поступает какое-то предложение, я сначала читаю сценарий. Пусть это будет фильм, клип, реклама, арт-проект – неважно. Главное – хорошая история. Я делаю проекты коммерческие и некоммерческие. Для меня ценнее всего опыт.

Самыми сложными морально и физически были съемки в Карпатах документального фильма "Живая ватра". Но в этом был драйв. Если ты любишь свою работу, тебе плевать на условия. Все отходит на второй план.

Любой фильм как ребенок: ты его растишь, он становится на ноги, а потом уходит от тебя и живет своей жизнью. Награды – это просто подтверждение того, что ты все сделал хорошо. 

Сегодня я очень часто использую для работы телефон. У меня там целая папка приложений: Sun Seek вычисляет передвижения солнца, Kodak – калькулятор для пленки, с помощью функции Scene Designer рисую раскадровки, планирую, как будут размещаться предметы в кадре. Еще есть приложение, с помощью которого можно узнать, какой объектив лучше подойдет для определенной сцены.

1

Слово "проблема" нужно забыть: в работе нет проблем, есть задачи, которые нужно решать.

Хорошая операторская работа – та, которую не видно. Она не бросается в глаза, не мельтешит. Она делает историю еще сильнее визуально.


Читайте также: Новое имя: Режиссер Марина Степанская.