Марина Степанская

Режиссер

Жаль, что нельзя написать про  немецкий фильм "Тони Эрдманн", потому что я уже сто лет не видела комедию с человеческим, а не туалетным юмором. Из конкурсных полных метров видела только "Гнездо горлицы". При моей нелюбви к социальному кино этот фильм вызвал эмпатию благодаря тонкой работе актеров Риммы Зюбиной и Виталия Линецкого. Еще меня покорила в нем речь — наконец-то жива, побутова українська мова!

Из короткометражных запомнила эксперимент Стаса Битюцкого "24". Правда, это больше контемпорари-арт, чем кино в привычном всем нам виде, такой распад кинематографической формы, который должен отображать "распад времен" с образовавшимися пустотами (вспомнила реплику кого-то умного из фестивального автобуса, лучше не придумаю). Там есть момент, когда девушка и парень лежат на диване, распавшееся на пиксели изображение камеры miniDV едва передает очертания силуэтов, экран темнеет, зрители тоже в прострации, никто уже не верит, что этот фильм когда-нибудь закончится, и тут с экрана звучит фраза: "Ты спишь?". Гениальный же диалог с залом, нет?

Марина Шух

Административный директор компании Arthouse Traffic

Короткий метр — "Дидочок" Владимира Тихого. Украинский поэтический ремейк фильма Junior Айвена Райтмана, как если бы его снимал Александр Довженко в начале 30-х годов прошлого века на кинопленку "Свема".

Почему понравился: за стройный сюжет, за неожиданный финал, за визуальный суперстиль и за чувство юмора, далекое от понятия "большая ржака".

Полный метр — "Голубое платье" Игоря Минаева. Личное, стыдливое, сокровенное, банальное, несовременное, камерное, нежное кино.

Почему понравился: понравился вопреки здоровой логике. Мой тренированный цинизм разбился о скалы наивности, с которой автор влюбляет в своих героев редкого зрителя. А на крючок редкого зрителя я и правда люблю попадать.

Надя Парфан

Соорганизатор Фестиваля документального кино и урбанистики "86"

З короткометражної програми мене найбільш вразив фільм "Цвях" Філіпа Сотніченка. Він сподобався абсолютно всім: операторською роботою, акторами, цікавою роботою художника та особливим режисерським баченням.

"Цвях" розказує про дівчинку, яка емігрує з Києва в Німеччину. Вона музикантка, і вочевидь там для неї кращі можливості. Попри дуже просту драматургічну конструкцію, у фільмі цікаво показана гра з часом, там переплітаються матеріали різних епох, і частина з цих матеріалів документальна, а інша — мокументальна.

"Цвях" для українського контексту дуже інноваційний, тому що це мокументарі, або докуфікшн, або і те, і те. Він розмиває жанри ігрового і документального кіно. В Європі такі фільми давно знімають, але в Україні Філіп один із перших.

З повнометражної програми я бачила не всі фільми, але як людина, яка мала справу з прокатом, я одразу виділила "Гніздо горлиці". Це перше українське кіно для широкого прокату, на яке можуть прийти люди — звичайні українці, а не фестивальні хіппі. Це актуальне сучасне кіно про нас самих. Як би банально це не звучало, з українським кіно такого давно не ставалося.


Тоня Ноябрева

Режиссер

Полный метр — "Моя бабушка Фанни Каплан" Дмитрия Томашпольского. Просто я люблю Томашпольского и Мирыка [режиссера "Племени" Мирослава Слабошпицкого, который играет в фильме брата Ленина и даже получил за эту роль приз на ОМКФ. — Buro 24/7]. Кино симпатично сделано. Оказалось, что мы можем снимать костюмные фильмы, хотя с сюжетом все еще проблемы.

Короткий метр — "Дидочок" Тихого, короткий забавный анекдот о том, как на селе мужик родил. Фильм красиво снят, мне нравится эстетика немого кино. И еще "Гвоздь" — про еврейскую эмиграцию в 1985 году. Мне близка эта тема, там все для меня узнаваемо, я верю в то, что происходит на экране.


Узнайте: Кто победил на Одесском кинофестивале.