Стивен Фрирз родился в 1941 году в городке Лестер, Великобритания. Во время обучения на юридическом факультете Кембриджского университета занимался постановками спектаклей в студенческом театре. В конце 1960-х Стивен начинает снимать для телевидения — в его личном архиве насчитывается более сорока картин для малого экрана. Однако мировое признание режиссер получил после премьеры кинофильма "Моя чудесная прачечная" (1985). В рамках 5-го Одесского кинофестиваля Стивен Фрирз представил четыре своих кинодрамы: "Опасные связи", "Моя прекрасная прачечная", "Филомена" и "Неотразимая Тамара".

OIFF

Я не мечтал стать кинорежиссером. Я работал в театре. Мое становление как режиссера не было простым. Но сегодня я кинорежиссер и ничем другим заниматься не могу (нет, могу еще таксистом быть!). Тем не менее всегда говорю своим ученикам: чтобы научиться снимать кино, вы должны пойти в театр, потому что театр — это драма. Кинорежиссер обязан знать основы драматургии.

Статус известного режиссера в жизни может очень вам помочь, если вы носите с собой оружие. Когда я начинал, я не задумывался о финансовых вопросах. Но со временем увидел, что съемками можно зарабатывать себе на жизнь. Как режиссер, я позволяю себе быть таким эксцентричным, каким только способен быть. И это прекрасно.

Многих интересует, на какой компромисс режиссер может пойти в условиях современной киноиндустрии. Я не люблю слово "компромисс". Предпочитаю, когда люди находят интересные "выходы". Для режиссера нет безвыходных ситуаций. Нужно обратиться к своему воображению и искать выход. Он всегда есть.

OIFF

"Когда я снимаю фильм, моя аудитория — это я". Этот принцип Мартина Скорсезе я исповедую в своей режиссерской жизни. Должен ли режиссер идти на поводу у массового зрителя с его жаждой спецэффектов? Вам кажется, что неплохо бы вставлять динозавра в каждый фильм? На мой взгляд, кино должно быть честным, как я это понимаю.

К личностному переживанию у меня неоднозначное отношение. Конечно, мне очень интересно то, что я снимаю. Я смотрю со стороны на вещи, которые снимаю, но в то же время обязан переживать все лично, "сживаться" с образами и историей. Режиссер должен уметь объединять эти два фактора. Это сложно для любого художника. Писатели ведь тоже пишут о том, что им близко, но дистанцию все же сохраняют.

ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО БЕЗ РАСКАДРОВОК ЛЕГЧЕ? НАОБОРОТ, ЕСЛИ ВЫ ЛЕНИВЫ, ТО ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ РАСКАДРОВКУ. А МНЕ НРАВИТСЯ БЫТЬ ВОЛЬНЫМ, КАК ВЕТЕР

Что такое хорошая драма? Понятия не имею. У меня нет ответа, как и на вопрос: в какую женщину или в какого мужчину вам лучше влюбиться. Это как в классической трагедии — на сложный вопрос нет единственно правильного ответа. Но я точно знаю: моя задача — рассказать хорошую историю. Тогда люди будут смотреть мой фильм. Если хотите увидеть хорошую историю без спецэффектов, посмотрите "Филомену".

Плагиат — довольно скользкое понятие. Меня поразило творчество иранского режиссера Фархади, и я считаю, что у него есть чему поучиться. Так что если красть, то у лучших. И еще: всегда полезно помнить, что нет ни одной современной истории, о которой не написал бы Шекспир.

OIFF

В кино ничто не поддается унификации. Любая категоризация — пошлая. Процесс съемок всех фильмов имеет одновременно и разные, и одинаковые черты. Конечно, есть общие моменты: финансы, сроки и т. д. Может быть, со временем вы заметите, что одна ваша работа в чем-то похожа на другую, но это только ретроспективно. Но я лично не пересматриваю собственные картины, ведь так можно разувериться в своем мастерстве. И критику не читаю — это еще опаснее.

Кинопроизводство — безумно интересное занятие. В нем так много страсти! Какой самый важный элемент съемочного процесса? Структура фильма. Но она абстрактна — и это самое интересное. Например, я не делаю раскадровку, и плана у меня нет. Вам кажется, что без раскадровок легче? Наоборот, если вы ленивы, то лучше сделать раскадровку. А мне нравится быть вольным, как ветер. С другой стороны, я не верю в импровизации и потому работаю с хорошими сценаристами, которые знают свое дело.

Идей я жду от сценариста. Сам в сценарий не вношу никаких радикальных изменений (и вообще, я ничего не пишу, я неграмотен). Считаю, что моя задача — снять кино, которое понравится автору сценария. Мне часто шлют сценарии, но я все меньше времени уделяю их изучению. И не потому, что такой злой, просто дорожу своим временем. Когда мне дали прочесть сценарий к "Моей прекрасной прачечной", я буквально с первых страниц понял, что это блистательная история.

Однажды во время съемок я посмотрел на Дэниела-дэй льюиса и подумал: "Черт, да это же современная Марлен Дитрих!" Он самый красивый из моих актеров

Интуиция — мое главное оружие во время кастинга. Как для поэта в звучании слова важна его музыкальность, так для актеров важны эмоции и интонации. Вот я сижу в комнате и ко мне заходит актер, и я вдруг понимаю, что именно он должен сыграть ту или иную роль. Тогда и сценарий для меня становится логичным, и я сам начинаю верить в его жизненность.

С людьми, которые в чем-то умнее вас, нужно уметь разговаривать. Я доверяю оператору, потому что он знает то, в чем я ничего не понимаю (тем более в эпоху цифровых технологий). Но если я чувствую, что он делает что-то неправильно, я говорю ему об этом. Последние два фильма со мной работали операторы с абсолютно разными подходами. К примеру, "Филомену" снимал классический оператор, и это как нельзя лучше подходило моему видению картины. Или вот музыка — она неотъемлемая часть фильма, который, как органическая субстанция, растет сам по себе. Очень важно найти с композитором общий язык. Например, Александр Депла, автор музыки к "Филомене", блестящий мастер, и надо быть очень смелым человеком, чтобы упрекнуть его в чем-то.

Актеров я считаю мудрыми людьми. Есть, конечно, идиоты, но я их тоже уважаю, ведь они во многом лучше меня. Самое важное качество актера — талант. Актер просто должен заставить режиссера поверить ему, поверить в него. На съемочной площадке я не работаю в атмосфере борьбы — считаю, что это одна из главных проблем современного Голливуда. Я люблю работать как бы в теплой ванночке, где всем хорошо.

Дэниел-Дэй Льюис сыграл в "Моей прекрасной прачечной" одну из своих первых ролей. Однажды, когда мы устанавливали свет во время съемок, я посмотрел на него и подумал: "Черт, да это же современная Марлен Дитрих!" Он самый красивый из моих актеров.

OIFF

Может ли украинский актер попасть в базу к моему кастинг-директору? Вам записать его номер телефона? Вот, пожалуйста. Но, думаю, у него сегодня выходной.

Я влюблен в Одессу и готов снять здесь кино. Из-за пресс-конференции мне не разрешают побыть туристом. Если бы не вы, я бы уже давно лежал на пляже.

Не спрашивайте меня о любимых режиссерах. Я назову Эрнста Любича, Джона Форда, Мартина Скорсезе и Альфреда Хичкока. Но через две минуты передумаю.

ХОЧУ ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ "ПЛЕМЯ" МИРОСЛАВА СЛАБОШПИЦКОГО. ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО БУДЕТ УВИДЕТЬ "МАЙДАН" СЕРГЕЯ ЛОЗНИЦЫ 

Где я беру деньги на свои фильмы? Иду с пистолетом в банк и требую от всех поднять руки и наполнить мешки. А как вы думали, откуда берутся деньги? Я не миллиардер, но это, наверное, моя единственная проблема. И хотя я очень плохо считаю, я вовсе не наивен. Я живу в капиталистическом мире и убежден, что нужно уметь держаться на плаву, — если вы теряете деньги, это очень расстраивает их владельцев. Кино — очень жесткий бизнес. Если вы приносите инвесторам деньги, они вас любят. Все очень просто.

Хочу посмотреть фильм "Племя" Мирослава Слабошпицкого. Слышал, это очень хорошее кино. Также интересно будет увидеть "Майдан" Сергея Лозницы. Я никогда не видел украинских фильмов, потому мне сложно судить об украинском кино. Я вырос на классическом советском кино и мало знаю о современном украинском кинематографе. И потому, когда я говорю о "Потемкине", люди начинают злиться. Наверное, мне пора заткнуться.

Невозможно объяснить в аудитории, как надо снимать фильмы. Но вы можете научиться снимать фильмы. Как? Только снимая фильмы. Вам нужно понять, какой мир вы хотите создать в своем фильме и какие актеры для этого подойдут лучше. Все происходит именно так, а не наоборот. Вы спросите: чему же я тогда обучаю своих студентов? Ведь глупо что-то сводить под общую формулу. Не существует легких универсальных путей. Думаю, я учу своих студентов находить выход из любой ситуации.

Опыт гораздо важнее образования. Вам не обязательно уметь писать, читать и снимать. Потому что в первую очередь вам придется управлять двумя сотнями человек. Вот тут вам очень пригодятся такие качества, как мудрость, доброта, щедрость и, главное, терпение. Именно они и определяют характер режиссера.

OIFF