Сентябрь в Южной Корее, безусловно, пора биеннале. На протяжении одного месяца их открывается сразу три: биеннале в Кванджу, биеннале в Пусане и Mediacity Seoul, специализирующаяся исключительно на искусстве новых медиа.

Катерина Филюк рассказывает о биеннале в Кванджу

Сегодня речь пойдет о самой старой и известной биеннале в Азии — в Кванджу, в этом году празднующей десятилетний юбилей.

Катерина Филюк рассказывает о биеннале в Кванджу

Еще не успев открыться, проект привлек к себе всеобщее внимание неприятным скандалом, связанным с актом цензуры. Одна из работ параллельной программы, изображающая нынешнего президента страны весьма нелицеприятным образом, была изъята из экспозиции. В результате часть художников отказалась давать свои работы на выставку, часть предоставила работы, разместив на них стикеры со словами осуждения в адрес власти. А директор и основатель биеннале Янг Ву Ли незамедлительно подал в отставку, протестуя против цензуры. И, хотя на основном проекте скандал напрямую не отразился, общее настроение выставки странным образом  с ним резонировало.

сильные визуальные образы, моментально настраивающие посетителя на необходимый куратору лад и вызывающие сильное чувство вертиго оттого, что все старые принципы в руинах, а новые еще не выстроены

Основной проект пригласили курировать Джессику Морган, которая, цитируя хит середины 80-х, назвала его Burning down the house. В кураторском тексте Морган задекларировала разрушение как обещание чего-то нового, надежду на изменения. На деле надежда эта угасает по мере продвижения по залам и умирает совсем с последней работой шоу "M.2062". Это фрагмент оперы Доминик Гонсалес-Форстер, повествующей о безумном Фицкарральдо, планировавшем построить оперный театр в перуанских джунглях и пригласить туда Карузо (работа отсылает зрителя к одному из самых известных фильмов немецкого режиссера Вернера Херцога "Фицкарральдо"). 

Катерина Филюк рассказывает о биеннале в Кванджу

Биеннале в цифрах — это 105 художников (Олафур Элиассон и Пьер Хьюиг знакомы украинцам по выставкам в "ПинчукАртЦентре", Томоко Йонеда и Гюльсун Карамустафа — по Arsenale 2012) из 39 стран и 35 работ, специально созданных для выставки. 

возможно, не только украинцы оказались в состоянии, когда будущее неопределенно и пугающе

В реальности — сильные визуальные образы, моментально настраивающие посетителя на необходимый куратору лад и вызывающие сильное чувство вертиго оттого, что все старые принципы в руинах, а новые еще не выстроены. И тут невольно закрадывается подозрение, что, возможно, не только украинцы оказались в состоянии, когда будущее неопределенно и пугающе. У всех нас разные причины, но одна проблема: мира, который мы знаем, больше не существует. И это убедительно демонстрирует британский куратор на другом конце света, в экономически процветающей Южной Корее. В проекте есть все: критика консьюмеризма, практики физического и психологического подавления личности, проблемы меньшинств и истязание тела как единственный ответ на репрессивный аппарат власти. 

Катерина Филюк рассказывает о биеннале в Кванджу

Нетривиальные архитектурные и экспозиционные решения, к которым прибегает Морган, только усиливают чувство беспокойства. Во всей экспозиции с трудом отыщется несколько белых стен, так как дуэт El Ultimo Grito разработал дизайн обоев для всех четырех залов. В одном из них  возвели настоящий дом со спальней, детской и ванной комнатой, с корпусной мебелью и китчевыми работами современных художников, удачно дополняющими интерьер "в стиле Ikea". Тревожное чувство вызывает и ремикс чудесного французского продюсера Joakim на песню Talking Heads, представленный в трех разных версиях на входе в первый зал, в переходе между галереями и на выходе. 

Катерина Филюк рассказывает о биеннале в Кванджу

Так хочется верить, что в финале нас ждет возрождение Феникса из пепла, но только то ли  финал этот еще слишком далеко, то ли прошли те славные времена, когда это было возможно. И на выходе эхом разносится знакомый рефрен FIGHT FIRE WITH FIRE.