77-я биеннале — последняя, которая проводится в здании, построенном Марселем Брейером на Мэдисон-авеню: уже совсем скоро, в 2015 году, Музей Уитни переедет в новый дом на Манхэттене. Поэтому и организация исторической в своем роде выставки непривычна: ею занимаются три приглашенных куратора. Каждому из них — Стюарту Комеру из Музея современного искусства, Энтони Элмсу из Института современного искусства в Филадельфии и Мишель Грабнер, художнице и профессору живописи и рисунка в Школе художественного института в Чикаго, — отдан один этаж здания. Что получилось в результате: "Большой, трехслойный торт из шоу, в основном ванильный, но с острыми нитями и политый большим количеством глазури", — пишет The New York Times.

Этель Аднан

Ливано-американский 89-летний писатель и художник Этель Аднан представил свою бумажную скульптуру "Пять смыслов одной смерти" 1969 года: 6-метровая записная книжка, сложенная гармошкой, объединяет темы насилия и абстрактной поэзии с раздвижными акварельными пейзажами.

Adnan

Чанна Хорвитц

Стюарт Комер разместил на третьем этаже работы калифорнийской художницы Чанны Хорвитц, которая оставила незабываемое впечатление на прошлогодней Венецианской биеннале своими геометрическими рисунками, основанными на генетических кодах или ее собственной системе обозначений.

Шана Луткер

Скульптура Шаны Луткер основана на исследовании художницы драки, которая вспыхнула в 1926 году на премьере балета "Ромео и Джульетта" в театре Сары Бернар в Париже. Потасовка была спровоцирована основателем движения сюрреализма Андре Бретоном, который был недоволен тем, что Макс Эрнст и Хуан Миро "предали" сюрреализм, перейдя на сторону коммерции.

Lutker

Сара Чарльзворт

Сара Чарльзворт в своем творчестве исследует границы фотографии, и в одной из последних работ — Regarding Venus — она вырезала фигуру с картины французского художника Франсиса Пикабиа и, прикрепив ее на лист бумаги, сфотографировала силуэт напротив окна своей студии. На картине этот черный силуэт на мятном фоне изображен рядом с контрастным по цвету изображением планеты Венеры.

Charlesworth

Кэрол Джексон

Чикагский скульптор Кэрол Джексон любит одновременно соблазнять и отталкивать зрителя. На биеннале она привезла работу под названием BLEHH, которая выглядит как нарисованная декоративная рамка, из которой, как из мясорубки, спадают пряди кожи. Согласитесь, звучит жутковато, но выглядит вполне симпатично, другое дело — остальные скульптуры Джексон, имитирующие природные пейзажи.