На прошлой неделе в Нью-Йорке состоялся четырехдневный фестиваль современного украинского кинематографа KinofestNYC. За время фестиваля зрители посмотрели около 30 коротко- и полнометражных фильмов, которые были отобраны организаторами KinofestNYC. Молодые украинские режиссеры, прилетевшие на Нью-Йоркский фестиваль, имели возможность пообщаться с американской публикой и показать фильмы "Новой Волны" украинского нео-реалистического кино. Среди них были главный директор Одесского Международного Фестиваля Денис Иванов, режиссер и продюсер Леся Калинская, режиссер фильма "Шахта номер 8" Марианна Кат, и куратор перформанса "Видео поэзия" Екатерина Бабкина.

На открытии, прошедшем в нео-готическом здании Украинского Института на пятой авеню, напротив Музея Метрополитен, были показаны два фильма, которые задали несколько гротескный тон фестивалю. Фильм "Гауди", режиссера Аксиньи Куриной, представленный молодым коллективом "Украина Гудбай", показал историю молодого архитектора, стремящегося эмигрировать из Украины в Барселону. Поворот судьбы и легкомысленный поступок, мешает герою реализовать мечту. Следующим фильмом в программе стал "ПИРІГ" Юрия Ковалева, в котором молодой одесский режиссер в комичной форме говорит о теме коррупции в правоохранительных органах. Коррупция была темой фильма и другого режиссера фестиваля - Евгения Матвиенко, который привез на фестиваль два фильма - "Побачення" и "Як козаки в космос лiтали". В своем втором фильме режиссер иронизирует над простой жизнью молодой семьи в небольшом селе и показывает как мошенничество отца семейства, заставляет его покинуть семью и отправиться на заработки заграницу. Фильм тоже вошел в альманах "Украина Гудбай", в котором режиссеры предлагают разные интерпретации темы эмиграции из Украины.

"Уроки Украинского", молодого режиссера Руслана Батитского, пожалуй, стал фильмом о котором говорили больше всего. Тяжелый фильм, который навеивает режиссуру итальянских нео-реалистов как Паоло Пазолини и Федерико Фелини, показал романтическую историю, которая оборачивается насилием и жестокостью. Снятый в шахтерском городе Дзержинске, драматический сюжет фильма балансирует с живописными, атмосферическими видами города, снатыми с высоты терриконов. 

Сюрреализм, черный юмор и реализм - главные характеристики нового украинского кино. Это следующая волна национального кинематографа, пришедшая на смену поэтического кино Довженко. После просмотров фильмов, режиссеры решительно отстаивали жесткий реализм своих кинолент. Как и кинематограф послевоенной Италии, украинское кино тоже должно пройти через стадию нео-реализма. Цель режиссеров - показать анти-утопию, и заставить зрителей стремиться к другой, более приятной реальности.