Сегодня в киевском Дворце "Украина" состоится вечер балета "Диалог", в котором примут участие знаменитый украинский танцор Денис Матвиенко, грузинская балерина Нина Ананиашвили, солистка Мариинского театра Анастасия Матвиенко и солистка Театра Бориса Эйфмана - Нина Змиевец. Накануне концерта Денис Матвиенко провел мастер-класс для студентов Киевского государственного хореографического училища, после чего рассказал Buro 24/7 о программе сегодняшнего вечера и своих проектах после скандального разрыва с Национальным театром оперы и балета.

Buro 24/7: Программа вечера балета "Диалог" очень обширна. По какому принципу она составлялась?

Денис Матвиенко: В моем репертуаре очень много интересных вещей и хореографов, и мне хотелось по максимуму показать зрителю это разнообразие. Поэтому и получилась такая программа: мужской дуэт - отрывок из балета Quatro; мужской дуэт из балета "Пруст" - хореография Ролана Пети абсолютно другая; а также Фредерик Аштон и Дуайт Роден, его постановка Rupture - это мировая премьера, мы буквально три дня назад ее закончили, и она действительно будет впервые исполняться 14 октября. Все абсолютно разное. И второй акт - это балет Radio and Juliet, который киевский зритель любит и ждет. Если честно, мы изначально не собирались его ставить и хотели во втором отделении представить еще отрывки из других балетов, но потом решили, что раз в Национальной опере он больше не идет, то у нас будет возможность показать его еще раз.

Denis Matvienko

B: Как вы познакомились с Дуайтом Роденом? И с чего началось сотрудничество с ним?

Д.М.: С Дуайтом мы знакомы давно, а первый раз сотрудничество произошло здесь в апреле, когда мой продюсерский центр и фонд привез балет Complection, где он выступает в качестве руководителя и хореографа. Тогда он за три дня сделал номер для меня и Дезмонда Ричардсона. А спустя пару месяцев начал в Нью-Йорке постановку нашего номера, которая закончилась только сейчас. На этом наше совместное сотрудничество не закончится, мы строим интересные планы, о которых я пока рассказать не могу.

Denis Matvienko

B: В программе вечера есть один особо интересный пункт - All Your Traces на музыку "Океана Ельзи" в исполнении Нины Змиевец. Расскажите подробнее об этой постановке.

Д.М.: Это не просто программа, а и разнообразие артистов, начиная с Нины Ананиашвили, нашей легенды, которая гениально исполняет отрывок из балета "Умирающий лебедь"; кроме того, мы будем с ней вместе танцевать отрывок из балета "Маргарита и Арман". По поводу "Океана Ельзи": All Your Traces - очень хороший номер, в этой постановке будет танцевать Нина Змиевец - ведущая балерина Театра Бориса Эйфмана, наша землячка, украинка. Это так знаменательно - ведь я поклонник Вакарчука и "Океана Ельзи" не только потому, что они украинцы, а и потому, что они действительно талантливые люди. Таким образом, произошло сочетание талантливых людей в балете и в музыке. Ребята еще станцуют отрывок из балета "Красная Жизель" с Сергеем Волобуевым - он, кстати, тоже из Киева и работает в Питере. Видите, как много эмигрантов, и все они у нас на сцене: и Игорь Колб из Мариинского театра, и наши ребята Виктор Ищук и Лиза Чепрасова из Киева.

Denis Matvienko

B: Прошло некоторое время после громкого разрыва с Национальной оперой Украины. Отношения с ее руководством как-то изменились?

Д.М.: Отношения либо есть, либо их нет. Я так всегда говорю и не отказываюсь от своих слов: у меня не может быть никаких отношений с этим театром, потому что для этого нужно переступать через себя, а я этого в жизни не делал и никогда не сделаю. Я считаю, что эти люди безнравственны и бескультурны, они не должны вообще руководить и нести культуру в массы. На мой взгляд, они не особо в курсе, что такое культура. Такие, как я, им вообще никогда не были нужны и не понадобятся - люди, которые что-то могут делать, в чем-то особенны или талантливы, которые, в конце концов, чем-то занимаются и не сидят на стуле, потому что мы реально создаем очень сильный контраст их бездействию и некомпетентности. Вот и все отношение. Поэтому они довольны и рады, что меня нет и что я не провожу вечер балета в театре; хотя мне, наверное, это и не позволили бы, а если бы и позволили, то это бы создало некий шум и контраст. Кто от этого теряет?Скорее они, чем я. Конечно, мне очень жаль, что так вышло.

Denis Matvienko

B: Хотели бы вернуться к организаторской и руководящей работе?

Д.М.: Я, в общем-то, и не уходил от нее никуда. Фонд существует, продюсерский центр существует, работа идет. 14 октября состоится концерт "Диалог", параллельно мы уже не один месяц занимаемся очень серьезным проектом.

B: А как насчет работы в одном конкретном театре?

Д.М.: Понимаете, исходя из того, что было здесь в театре, я понял такую вещь: ты попадаешь в зависимость. А для меня это очень сложно, я всегда был независим как артист и, скажем так, создал некий резонанс в балетном мире, потому что каждый из известных артистов принадлежит к какому-то театру, а я никогда не принадлежал никакому театру и все делал сам. Поэтому когда меня спрашивают, где я работаю, это, по сути, никому не важно, главное - фамилия Матвиенко. Здесь же я попал в зависимость, сам это осознавая. А зависимость из-за чего - из-за того, что на тебе огромный груз ответственности за этих людей: артистов, педагогов и т. д. - и за то, что ты делаешь. Это, поверьте, нелегко и очень меняет людей. Но оно того стоит, если ты видишь финальную точку, успех. А после того, что произошло в Национальной опере, я понял, что дело даже не в том, что происходит в театре, а в том, что происходит в стране. Я возвращаюсь в Россию, где меня ждут и театры просят, чтобы я подписал с ними контракты и выступал на их сцене.

Denis Matvienko

B: Где вас можно увидеть сейчас?

Д.М.: Я остаюсь приглашенным солистом в Мариинском и Михайловском театрах в Петербурге. Сейчас по приезде приступлю в Михайловском театре к постановке балета "Щелкунчик" на современную хореографию Начо Дуато. Это интересная работа, и меня попросили принять в ней участие, не то чтобы я сам напросился, как здесь. А для артиста, как и для любого человека, очень лестно, когда его о чем-то просят. В Мариинском театре постоянно работа кипит, также иногда выступаю в Большом. Также театр ABC в Праге просит приехать к ним на весенний сезон. В нью-йоркском "Метрополитене" будут спектакли в течение полутора месяцев. И, конечно, продолжается проект "Короли танца", с которым мы в марте будем выступать в Лондоне.

Denis Matvienko

B: У вас уже есть идеи для новых проектов и концертов?

Д.М.: В январе в Михайловском театре я буду готовить "Спящую красавицу" Начо Дуато, - современная хореография сейчас для меня в приоритете. Что касается того, чем занимается наш продюсерский центр "Софит" и мой фонд, - есть большой и масштабный проект, который уже вошел в основную стадию разработки. Я не хочу о нем сейчас говорить, пока он не готов. И это будет действительно очень интересно. И, не побоюсь этого сказать, аналогов подобного события в мире пока не было. У этого жанра нет имени. Это что-то новое, это будет не балет, не шоу, не мюзикл. Но, поверьте, люди, которые принимают в нем участие, талантливы и знамениты.

Denis Matvienko

B: Как, по вашему мнению, украинская публика примет вечер балета "Диалог"?

Д.М.: Я уверен, ей понравится, потому что придут ценители балета или почитатели таланта одного из артистов, или же те, кто просто хочет хорошо провести вечер с балетом. Они не смогут остаться равнодушными - репертуар настолько разнообразен, что если им что-то не понравится, то обязательно понравится что-то следующее. На это и рассчитано, и, поверьте, это нелегко: в первом отделении будет девять номеров, и в пяти из них выхожу я, чтобы показать себя в новом амплуа. А в целом все зависит от нас, артисты все хорошие, мои друзья, и я уверен, что они будут работать искренне.

Denis Matvienko

Denis Matvienko