Накануне вечера балета "Диалог", который состоится в Киеве 14 октября, легендарная грузинская балерина Нина Ананиашвили рассказала Buro 24/7 Украина о своем участии в концерте. В рамках вечера состоится премьера дуэта из балета Ференца Листа "Маргарита и Арман", который изначально был поставлен хореографом Фредериком Аштаном специально для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуриева. Грузинская балерина стала третьей в мире, кому разрешили исполнить партию Маргариты Готье.

Интервью Buro 24/7: Нина Ананиашвили

Buro 24/7: Нина, расскажите, в чем уникальность балета "Маргарита и Арман"?

Нина Ананиашвили: Балет "Маргарита и Арман" был поставлен гениальным Фредериком Аштаном специально для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуриева. Мне посчастливилось увидеть этот балет в их исполнении только на видео, но это было в то время, когда такая возможность была далеко не у всех. Тогда Нуриев был под запретом, а достать где-то кассету с записью балета было практически невозможно. И даже видео меня потрясло. Ведь это не просто балет - это настоящий шедевр! Аштану удалось так точно выразить всю трагедию, а Марго Фонтейн исполняла роль просто безукоризненно.

Интервью Buro 24/7: Нина Ананиашвили

B: С момента постановки балет никто не видел в течение 40 лет. Каким образом вы получили роль Маргариты?

Н.А.: Да, этот балет долгое время нигде не демонстрировался. Но спустя какое-то время разрешение на его воссоздание получил Ковент Гарден, а потом и мой театр (улыбается). Я горжусь тем, что стала третьей в мире балериной, кому разрешили исполнять партию Маргариты Готье! 14 октября мы с Денисом Матвиенко впервые в Украине исполним фрагмент этого балета.

Интервью Buro 24/7: Нина Ананиашвили

В.: Вживаться в роль Маргариты для вас легко или сложно?

Н.А.: Всегда интересно танцевать то, что можно переживать, то, что можно сыграть. Мне было очень интересно исполнять эту роль, но эмоционально довольно сложно. Этот балет очень легко испортить. Если не до конца переживаешь эту роль или же неестественно передаешь эмоции, то он выглядит плохо, ненастоящим. Эту трагедию обязательно надо прожить.

Интервью Buro 24/7: Нина Ананиашвили

В.: Вы сравниваете себя с героиней балета?

Н.А.: Там есть одна сцена, где Маргарита остается одна. Она стоит в черном платье, как бы облитая грязью человеком, которого она впервые в жизни по-настоящему полюбила. Эта сцена сделана потрясающе. Когда я ее исполняю, у меня не просто мурашки по всему телу! У меня все внутри по-настоящему переворачивается. А последняя сцена смерти каждый раз производит на меня большое впечатление. После смерти моей мамы мне было очень сложно ее исполнять. Я первый раз пережила такое... когда родному человеку закрыла глаза. А в финальной сцене Маргарита умирает с открытыми глазами, которые ей закрывает Арман. Каждый раз, когда я переживаю этот момент, у меня всплывает картина смерти моей мамы, и каждый раз я думаю: "Господи, неужели я открою глаза?" И вот это всегда очень-очень трудно и эмоционально. Зрители всегда вначале в шоке и молчат, но потом зал взрывается аплодисментами.

Интервью Buro 24/7: Нина Ананиашвили

Фотографии предоставлены Фондом Дениса Матвиенко