В начале лета хореограф Раду Поклитару поразил всех украинских любителей своего творчества новостью о закрытии "КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТА". Спустя полгода после заявления балетмейстер рассказал Buro 24/7 Украина о судьбе своего детища, постановке в Большом театре и работе над церемонией открытия Олимпийских игр в Сочи.

Buro 24/7: В начале лета вы заявили, что закрываете "КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ", но прошло полгода, а балет функционирует, дает спектакли и ездит на гастроли. Что изменилось?

Раду Поклитару: К сожалению, ничего не изменилось в плане финансирования. Переговоры с министром культуры не дали никаких результатов: мне был предложен вариант, который не только не улучшал, но еще и ухудшал положение театра. Главной проблемой были финансы: ведь зарплаты у артистов, не только нашего, но и всех муниципальных театров, нищенские. Тем не менее, я подумал, что закрыть "Киев Модерн-Балет" будет самое простое решение, которое я смогу принять в любую секунду, и решил побороться. Я объявил всеукраинский кастинг и вместо девяти артистов, которые ушли, набрал новых молодых ребят, с которыми мы сейчас успешно работаем. Правда, каждый спектакль - это премьера, потому что приходится восстанавливать его из руин.

B: Чувствуется ли разница в уровне новых танцоров и старых?

Р.П.: Потенциал у всех очень высокий. Те ребята, которые пришли в театр давно, тоже не были на тот момент выдающимися исполнителями. Но все-таки постоянная работа над собой, занятия с педагогами и большой репертуар повышают уровень артистов.

Radu Poklitaru

B: Чем бы вы занимались в случае закрытия "КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТА"?

Р.П.: У меня огромное количество проектов, от которых я иногда отказываюсь, потому что есть "КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ". Я как хореограф достаточно востребован, и у меня нет проблем с личным трудоустройством.

B: Вы планируете на следующий год премьеру очередной крупной постановки?

Р.П.: Планирую к маю завершить масштабную работу - ко-продукцию нескольких коллективов "Когда цветет папоротник": премьера этой фолк-оперы-мистерии Евгения Станковича состоится на сцене Национального дворца искусств "Украина". Если успею, хотел бы сделать два одноактных балета, которые будут объединены общей идеей - возможно, получится выпустить их до конца июня. Мы решили поэкспериментировать и сделать международный проект, поэтому пригласили английского хореографа Тома Дейла. Он приезжает со своим художником по видеоинсталляциям, также будет либреттист из Великобритании, а я являюсь худруком проекта. Это будет, скорее всего, постановка в таком себе синтетическом жанре, в которой будут заняты и балет, и хор, и оркестр.

Radu Poklitaru

B: Эта история немного похожа на межжанровый балетный проект, который объявил Денис Матвиенко вместе с Константином Меладзе и Дуайтом Роденом.

Р.П.: Участие Меладзе, скорее, предполагает уклон в сторону шоу-бизнеса, и в этом нет ничего плохого. Но когда мы говорим о музыке Станковича, мы должны понимать, что это современная академическая музыка очень высокого класса.

B: Что вам ближе и легче дается: драматическая хореография или ироничные постановки классических балетов, как, например, в "Лебедином озере"?

Р.П.: Я считаю, что в "Лебедином озере" смешано и то, и другое. Я думаю, что чем больше иронии в середине спектакля, тем страшнее финал.

Radu Poklitaru

B: Вы несколько сезонов судите телевизионное талант-шоу "Танцюють всі". Что дал вам этот проект помимо популярности?

Р.П.: Скажу не о себе лично, а в целом об отношении к танцу в нашей стране. При том, что "Танцюють всі" - это несомненно шоубиз, но этот телепроект популяризировал хореографию во всех ее проявлениях на общенациональном уровне. Открываются школы танца, куда люди ходят по вечерам после работы, а потом приходят на наши спектакли и заполняют зал. Могу сказать, что все то время, что проект в эфире, зрительский интерес к спектаклям "КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТА" повышается из года в год. Мы только что вернулись из большого тура по Украине, это были восемь городов, в каждом из которых нас встречали аншлагами.

B: В последнем сезоне "Танцюють всі" стало меньше эфиров и гораздо больше шоу. Как вы относитесь к таким изменениям?

Р.П.: Мне кажется, что проект стал интереснее. Когда речь идет о телевизионном шоу, не говорят о том, что оно стало лучше или хуже, - вместо этого просто смотрят на показатели телесмотрения. Это в высоком искусстве Амедео Модильяни мог умереть в нищете, а потом вдруг оказаться великим художником. На телевидении же все решает рейтинг, и в этом году "Танцюють всі" побил свои же собственные рекорды, так что зритель уже проголосовал за этот проект.

Radu Poklitaru

B: Чем отличаются танцоры "из телевизора" от артистов вашего балета?

Р.П.: Нельзя сравнивать огромную армию участников, прошедших через семь сезонов "Танцюють всі", и постоянно функционирующую балетную труппу - это совершенно разные люди. Но есть несколько танцовщиков из различных сезонов шоу, которых я был бы рад видеть в нашем театре. Но, честно говоря, у меня не получалось приглашать людей, уже немного "испорченных" телевизором: они вкусили славы, их узнают на улице первые шесть месяцев после старта проекта, а в театре им надо прийти и встать в кордебалет. Я ведь не могу никого сразу звать в звезды, потому что надо понять эстетику театра и изучить репертуар. Но с этого сезона у нас работает финалист пятого сезона Артем Шошин, и я надеюсь, что с ним все сложится, и он сделает себе имя в нашем "Киев МОДЕРН-БАЛЕТЕ".

B: Вы готовите нечто грандиозное в московском Большом театре. Можно уже говорить об этом проекте более предметно?

Р.П.: Это будет первая в истории Большого театра двухактная постановка "Гамлета" - это большой международный проект, премьера которого намечена на 2015 год. Постановщиком спектакля выступит известный британский режиссер Деклан Доннеллан, художником по костюмам и художником-сценографом еще один британец - Николас Ормерод, а я выступаю в качестве хореографа проекта, либретто которого написали, собственно, мы втроем.

Radu Poklitaru

B: Кому принадлежит идея проекта?

Р.П.: Сергею Филину, художественному руководителю балетной труппы Большого театра. Он просто сказал: "Я хочу, чтобы вы -- Раду, Деклан и Ник, поставили "Гамлета"". И все - и мы ушли думать, и думаем вот уже где-то года полтора, и работа в зале еще не начата. Тут нужно понимать, что не существует ни оригинальной балетной партитуры для "Гамлета", ни готового либретто - это вообще не хореографическая пьеса: в ней даже традиционной любовной линии нет. И мы провели много дней вместе, прежде чем появился синопсис, который лег в основу нашего спектакля. Также мы, наконец, определились с музыкой - это будет музыка Дмитрия Шостаковича, хотя он не писал ее специально для "Гамлета".

B: Вы готовите проект для Олимпийских игр в Сочи. Расскажите о нем подробнее.

Р.П.: Я ставлю один из фрагментов церемонии открытия. Подробностей открыть не могу - это все проходит под грифом "Абсолютно секретно", но обещаю сделать красиво. Конечно, работать над постановкой такого масштаба сложно - это первый подобный опыт в моей жизни. На сегодняшний день основная часть хореографии уже готова, и я успел понять, что значит работать с по-настоящему большим количеством людей! Тем не менее, это интересный опыт, и я уверен, что он пойдет мне на пользу.

Radu Poklitaru