Редакция Buro 24/7 Украина решила воспользоваться этой приятной возможностью и расспросить Бйорна о его кураторской деятельности и особенностях работы с украинскими художниками, а также узнать подробности подготовки к предстоящей выставке номинантов премии Future Generation Art Prize — 2014, которая откроется для посетителей осенью, 25 октября.

pinhuk

Бйорн Гельдхоф исполняет обязанности арт-менеджера PinchukArtCentre с ноября 2009 года. За свою карьеру бельгийский куратор сотрудничал с топ-художниками современности, среди которых Кэндис Брайтц, Дамиан Ортега, Олафур Элиассон, Джефф Уолл, Гарри Хьюм, Аниш Капур, Тони Оуслер, братья Чепмен и многие другие знаменитости мира искусства. Курировал различные выставки и проекты, в том числе международную премию Future Generation Art Prize на Венецианской биеннале в 2011 году. С 2004 по 2006 год Бйорн руководил интернациональным арт-журналом Janus.

— Вы историк искусства по специальности. Насколько важную роль в работе куратора, по-вашему, играет образование? Какими знаниями и навыками обязан владеть современный куратор?

— О, какой вопрос! Как вы верно отметили, я получил образование по специальности "История искусства" в университете и защитил диплом как историк искусства. После этого я начал работать для журнала, посвященного современному искусству, и это было, так сказать, началом самообразования. Мне кажется, что первой заповедью куратора есть умение слушать и быть способным понять, довериться художнику, поверить в то, что он делает, но при этом следовать своей интуиции и оставаться верным своим взглядам.

pinhuk

— У вас есть опыт организации и координирования персональных выставок лучших мировых художников современности. В чем различие между украинскими художниками и их европейскими и американскими коллегами?

— Я думаю, все художники разные и принципиально не противопоставляю украинцев жителям Запада или Бразилии, или Индии; не противопоставляю одного художника другому, каждый художник уникален и свободен в своем творчестве. Работать с украинским художником для меня означает то же, что работать с любым другим художником мира. Думаю, выставка "Страх и Надежда", которая сейчас проходит в  PinchukArtCentre, является подтверждением моим словам: произведения молодых украинских художников, представленных на ней, так выразительны и сильны, что приходишь к выводу: нет никакой разницы между украинцами и другими народами планеты.

— Ян Фабр, как известно, помимо изобразительного искусства, занимается также режиссерской и кураторской деятельностью, является основателем и художественным руководителем двух артистических бюро: Troubleyn и Angelos (первое отвечает за организацию спектаклей и пьес, второе координирует выставки. — Прим. Buro 24/7 Украина). У вас не возникало конфликтов при организации экспозиции в PinchukArtCentre?

— Совершенно никаких конфликтов. Мы с Экхардом Шнайдером приложили столько усилий и прошли столь долгий путь, что Ян оказался невероятно щедрым и открытым к сотрудничеству. Я считаю, что Ян и его команда проделали исключительную работу, осуществляя этот проект в той политической ситуации, в которой находился Киев. Присутствие в Украине, участие в процессе подготовки, постоянная поддержка и снова щедрость и открытость Яна сделали возможным эту потрясающую выставку. Вы это можете увидеть.

pinhuk

— Расскажите об особенностях работы куратором в PinchukArtCentre. Как долго готовятся выставки? Насколько строга дисциплина среди кураторов, координаторов, персонала и художников?

— Кураторство в PinchukArtCentre (PAC) ничем не отличается от кураторства где-либо еще. Я бы сказал, что особенностью является контекст. Место, где ты работаешь, меняет твою практику, меняет твой подход к работе. Как куратор я стремлюсь найти контакт с обществом, стать ближе к обществу и показать что-нибудь стоящее, интересное для людей, проживающих здесь. Этим, собственно, мы в PAC и занимаемся, именно этому придаем огромное значение. Мы стараемся поддерживать развитие гражданского общества, мы делаем это с момента образования нашей институции и по сей день. И я бы сказал, что быть куратором здесь - опыт хоть и не уникальный, но уж точно интересный и своеобразный.

— Как бы вы определили миссию PinchukArtCentre в украинском и мировом культурных контекстах?

— Одной стороной деятельности PAC является воспитание, поддержка и развитие в рамках Future Generation Art Prize и PinchukArtCentre Prize нового поколения художников. Другая сторона нашей деятельности — демонстрация лидирующих мировых позиций, новых проектов топовых художников современности. Мы стараемся показать принадлежность художников к украинскому контексту и принадлежность PAC как к молодым, так и всемирно признанным художникам. Еще одним важным аспектом нашей деятельности является развитие украинской арт-сцены. Для этого необходимо инвестировать в украинских художников, что мы и делаем благодаря нашим премиям и выставкам вроде "Страха и Надежды". В то же время мы не можем не инвестировать в мировую арт-сцену, ведь она меняет наш взгляд на национальную арт-сцену и укрепляет ее. Такова наша миссия.

pinhuk

— Расскажите о предстоящих проектах и выставках в PinchukArtCentre ...

— Выставка, о которой стоит сказать, — это, конечно же, Future Generation Art Prize, она откроется в октябре и объединит передовых художников. Сегодня мы сфокусированы на этом событии, на него направлены внимание и энергия наших сотрудников. Кроме того, на ближайшее будущее у нас запланировано обновление списка молодых участников конкурса. Сейчас мы работаем с Open Group из Львова. Я не буду раскрывать секретов и подробностей, но уверяю, что проект молодых львовян может стать одним из претендентов на премию.

pinhuk

— В чем главное отличие между прошедшей и предстоящей премиями Future Generation Art Prize?

— Об этом сейчас сложно судить, так как мы еще не завершили процесс отбора участников. Я думаю, различия будут существенными, но вы должны позволить мне воздержаться от комментариев, пока мы не обсудили с коллегами список номинантов, их 21. Так будет правильнее.

— На ваш взгляд, каковы основные тенденции в современном искусстве?

— Будущее искусства находится в руках художников, a не кураторов. Кураторы могут предлагать свою интерпретацию и выбирать, что включить в программу, а что опустить. Я считаю, что одной из целей PAC является демонстрация будущего искусства, потому что мы показываем его через Future Generation Art Prize. На следующей неделе у нас состоится встреча селекционного комитета, на которой мы будем разбирать более пяти тысяч заявок. И я уверен, что некоторые из этих художников покажут нам, как выглядит искусство будущего.

pinhuk