Последние несколько лет в Корее можно наблюдать настоящий бум всякого рода коллабораций в сфере современного искусства, дизайна, музыки. Художники объединяются в группы на постоянной или временной основе не в последнюю очередь потому, что сложные мультимедийные и междисциплинарные проекты требуют больших усилий и разнообразных навыков. Примером подобной успешной коллаборации может послужить дуэт Муна и Джеон.

Кьенг Вон Мун и Джун Хо Джеон —  дуэт корейских современных художников, прославившийся проектом "Вести ниоткуда", который был показан на биеннале в Кванджу в 2012-м, а затем на кассельской "Документе 13". Проект представляет собой мультидисциплинарное исследование, включающее книгу интервью, серию дискуссий, фильм El Fin Del Mundo. В рамках подготовки к проекту художники интервьюировали архитекторов, дизайнеров, социологов и известного в Корее кинорежиссера Ли Чан Дона, а также создали футуристические декорации и костюмы к фильму в коллаборации с корейскими и японскими дизайнерами.

Кьенг Вон Мун и Джун Хо Джеон: "Вести ниоткуда"

El Fin Del Mundo, 2012, HD Film, Installation view at documenta-Halle, dOCUMENTA(13), Kassel, Germany

— Прежде чем начать коллаборацию, вы оба уже были состоявшимися художниками с успешной карьерой. Что заставило вас объединиться и начать работать вместе?

Джеон: Мы начали совместный проект в 2009-м, тогда коллаборация была чем-то новым и необычным. Главными вопросами, которые нас заботили в тот момент, были значение искусства и роль художника в современном мире.

Мун: Нас интересовало сотрудничество не только друг с другом, но в более общем виде с дизайнерами, архитекторами — всеми, кто производит визуальный продукт.

Джеон: Выражаясь метафорически, мы хотели пригласить гостей в наш дом, который сначала был пуст, а затем заселен и обжит только нами.

Мун: Кроме того, у нас накопилось множество вопросов в первую очередь к себе, среди них такие как: каково значение каждой конкретной работы? как мы взаимодействуем с публикой? Как индивидуальные художники мы принимали участие в большом количестве выставок, в различных биеннале, но с трудом могли обозначить даже для себя смысл этой деятельности. Поэтому мы решили сотрудничать, чтобы попытаться ответить на эти вопросы, а впоследствии вовлечь в обсуждение других экспертов.

Кьенг Вон Мун и Джун Хо Джеон: "Вести ниоткуда"

News from Nowhere. 2013. Sullivan galleries. SAIC. in Chicago(6)

— Для названия своего проекта вы выбрали "Вести ниоткуда" Уильяма Морриса. В последнее время все больше художников обращаются к фигуре и творчеству этого английского художника, писателя и активиста девятнадцатого столетия. С чем связан ваш интерес?

Джеон: Действительно, он был одновременно и художником, и дизайнером, и активистом. Мы убеждены, что именно такую роль в обществе должен играть современный художник, выступая в качестве своеобразного медиума, социального активиста. Это первая причина, по которой мы обратились к Уильяму Моррису. Во-вторых, название книги "Вести ниоткуда" само по себе потрясающее. В отличие от Морриса, который описывает в своей книге утопию, мы не мечтаем о ней в своих работах. Как только люди начинают мечтать об утопии, она очень быстро превращается в антиутопию. Уильям Моррис представлял утопическое будущее, однако его беспокоили проблемы современности. Подобного подхода придерживаемся и мы. Думаем о будущем, хотя при этом стараемся всеми силами актуализировать дискуссию о настоящем.

Кьенг Вон Мун и Джун Хо Джеон: "Вести ниоткуда"

El Fin Del Mundo, 2012, HD Film, Installation view at documenta-Halle, dOCUMENTA(13), Kassel, Germany 

— Насколько идеи Морриса актуальны в Корее, в корейском современном искусстве?

Джеон: Обычно существуют определенные стереотипы и ожидания относительно корейского современного искусства. Люди хотят увидеть что-то особенное, необычное, потому что мы единственная нация на планете, разделенная на две страны. Но на самом деле политически ориентированное искусство не слишком развито в Корее.

Мун: По-моему, у корейских художников подход к большинству проблем значительно отличается от западного. В двадцатом веке Корея стремительно развивалась: экономически, социально, исторически. Поэтому многие художники концентрируются именно на процессе модернизации страны и его последствиях. Ведь он несет не только благо, но и множество проблем, с которыми корейское общество никогда раньше не сталкивалось. Иностранцы же всегда хотят провести параллель между нашим геополитическим положением и современным искусством. На самом деле эта связь практически отсутствует.

Кьенг Вон Мун и Джун Хо Джеон: "Вести ниоткуда"

q0_2014. HD Film

— Вы верите в то, что искусство может изменить мир или хотя бы повлиять на ситуацию в обществе?

Джеон: Я не хочу верить в то, что искусство может изменить мир, это утверждение звучит как-то уж чересчур насильственно. Мне кажется, искусство — это часть мира, общества, но оно не меняет ситуации намеренно — скорее, это происходит естественным образом. Именно поэтому наш проект существует в формате открытой платформы, где люди могут встречаться и делиться своими идеями.

Мун: Но я думаю, мы в какой-то степени изменили мир вокруг. Когда мы начинали, нам казалось, что искусство абсолютно беспомощно. Сейчас мы настроены более оптимистично, потому что видим, что искусство может повлиять на образ мысли людей, их убеждения. И совершенно точно искусство сейчас призвано задавать правильные вопросы. Поэтому нашу цель мы видим в том, чтобы задавать людям вопросы, поразмыслив над которыми они могли бы осознать определенные вещи и измениться.

Кьенг Вон Мун и Джун Хо Джеон: "Вести ниоткуда"

News from Nowhere. 2013. Sullivan galleries. SAIC. in Chicago(8)

— Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с Louis Vuitton Korea в рамках программы ARTisans. Мне кажется, тут поднимается очень важная для Кореи тема взаимодействия традиционного и современного искусства.

Мун: В традиционной культуре не существовало различия между ремесленником и художником. Но сейчас мы видим различия, и даже в художественной сфере принято деление на скульпторов, живописцев, графиков. В двадцать первом веке это просто смешно.

Джеон: Да, в старину не существовало никакой разницы между художником, врачевателем, шаманом или ремесленником. Конечно, мы не мечтаем о возвращении к подобному синкретизму. Но Louis Vuitton Korea предоставили нам уникальную возможность встретиться с лучшими ремесленниками Кореи. В данный момент мы снимаем своего рода мокьюментари с их участием. Фильм посвящен истории традиционных корейских музыкальных инструментов, а также роли музыки в жизни человека.  

Кьенг Вон Мун и Джун Хо Джеон: "Вести ниоткуда"

El Fin Del Mundo, 2012, HD Film, Still cut_1

— Я не могу не задать вам вопрос, касающийся взаимоотношений Южной и Северной Кореи. Особенно учитывая ваш последний фильм под названием Myohyangsangwan, в котором речь идет о встрече людей из этих двух государств.

Джеон: Говоря об этом, в первую очередь мы должны быть предельно откровенными. Обычно художники весьма амбициозны, они используют сложные взаимоотношения двух стран как источник для своих работ, но, как правило, скользят по поверхности, не вникая в суть. Наш новый фильм повествует о реально существующем в Пекине северокорейском ресторане. Это единственное место, где корейцы из Северной и Южной Кореи могут встретиться, не будучи контролируемыми государством. Наверное, это прозвучит странно, но у нас нет никакой возможности встретиться с северокорейцами. В нашем фильме эта встреча также выглядит весьма фантастически, все происходит ночью: они выпивают, говорят об обычных вещах, не о политике.

Кьенг Вон Мун и Джун Хо Джеон: "Вести ниоткуда"

MYOHYANGSANGWAN. 2014. HD Film. 22min. 09sec.(1)

Кажется, что мы очень близки друг к другу, но невидимая стена разделяет Север и Юг. В последнее время демилитаризованная зона (DMZ) на границе стала популярным туристическим центром, также она привлекает и художников, которые создают там свои проекты. Однако, как только выставка завершается, они уезжают и ничего не остается. Я говорил с жителями этой зоны, и они очень злы, эти проекты кажутся им абсолютно бессмысленными и неуместными. Они чувствуют себя использованными.  Художники приходят, проникают в их жизненное пространство, делают что-то, не спрашивая совета или разрешения, и уезжают не попрощавшись. Но тогда кому предназначены эти проекты?

Мун: Я думаю, проблема заключается еще и в том, что мы совсем ничего не знаем друг о друге. Например, когда я училась в школе, я думала, что северокорейцы своего рода монстры, совсем не такие, как мы.

Кьенг Вон Мун и Джун Хо Джеон: "Вести ниоткуда"

El Fin del Mundo. 2012. HD Film. 13min35sec. MOON Kyungwon&JEON Joonho(2)

— И последний вопрос: о вашем участии в следующей Венецианской биеннале, где вы будете представлять Корею в национальном павильоне. Что вы планируете показать?

— Мы планируем снять новый фильм и создать инсталляцию. Проект продолжает линию "Вестей ниоткуда", с которых и началось наше сотрудничество. Можно сказать, что и основной вопрос проекта остается тем же: каковы возможные сценарии будущего искусства?