Традиционно наш взгляд всегда направлен на Запад – Европу или Америку, Восток и Азия по умолчанию остаются у нас за спиной и редко привлекают внимание. Если только речь не идет о беззаботном лете посреди зимы где-нибудь в Таиланде. Тем не менее Азию, в частности Сеул (туристический слоган которого совершенно справедливо звучит как Seoul – Soul of Asia), смело можно назвать коммерческим, туристическим и культурным хабом мирового масштаба. Если вы думаете, что ехать смотреть современное искусство нужно только на Запад, вы сильно ошибаетесь: Токио, Гонконг и Сеул могут дать фору многим европейским городам. Сегодня речь пойдет о последнем. 

Сеульский дневник. Начало

ММСА Квачхон

Главное наблюдение, которым, уверена, может поделиться любой турист, — это внушительные, чтобы не сказать исполинские, размеры корейских музеев.  Но большой, как мы знаем, еще не значит хороший, ведь так? Среди архитекторов, создавших  эти здания, числятся всемирно известные Жан Нувель и Рем Колхас. Еще одно очко в пользу корейцев. Однако пригласить модного архитектора и построить замысловатый бункер-крепость для музея только первый шаг. Сердце музея — это его коллекция, а его нерв — выставочная политика. И тут все корейские музеи придерживаются одной и той же формулы: чтить традиции, отдавать дань уважения модернизму, развивать и поощрять молодое поколение. Плюс регулярные большие зрелищные выставки звезд мирового масштаба. Довольно странный вкус получается у этого коктейля, как, впрочем, и у многих других корейских блюд. 

Если вы думаете, что ехать смотреть современное искусство нужно только на Запад, вы сильно ошибаетесь: Токио, Гонконг и Сеул могут дать фору многим европейским городам

 Dymchuk Gallery

Выставка Universal Studios Seoul, SeMA

Корейцы отчаянно и со всей присущей этому народу напористостью и энергией стараются не отставать от Запада. Простое сравнение двух изображений: общего вида экспозиции, проходящей ныне на 8-й Берлинской биеннале, и экспозиции арт-центра Arko, — наглядно демонстрирует, что корейцы в тренде. "Оторвать" работы от стен, использовать всевозможные стенды, полочки, шкафчики, видеопроекции — все эти приемы воплощены в жизнь мастерски и делают посещение выставки интересным хотя бы уже потому, что банальное любопытство заставляет тебя разглядывать спрятанные, разложенные на столах или под стеклом объекты.

Сеульский дневник. Начало

Экспозиция арт-центра Arko

Сеульский дневник. Начало

Экспозиция 8-й Берлинской биннале

Но вернемся к музеям. Национальный музей современного искусства Кореи коротко зовется MMCA и имеет три филиала: главный — в живописном Квачхоне, недавно открывшийся — в самом центре Сеула, и небольшой — выставляющий искусство модерна во дворце "Токсугун". Кроме этого, существует еще Национальный музей Кореи, где можно увидеть буддистскую скульптуру, известную на весь мир корейскую керамику селадон и невероятной красоты золотые короны царства Силла. Если говорить о современном искусстве, нельзя не упомянуть SeMA – Сеульский художественный музей, Арт-центр Нам Джун Пайка (по-прежнему главного корейского художника, отца видеоарта) и частный музей семьи Самсунг Leeum и их же Plateau, где на постоянной основе выставлены "Врата ада" и "Граждане Кале" Родена.

все корейские музеи придерживаются одной и той же формулы: чтить традиции, отдавать дань уважения модернизму, развивать и поощрять молодое поколение

Сеульский дневник. Начало

ММСA Токсугун

Сеульский дневник. Начало

Сад скульптур ММСА

Немного привыкнув к корейской гигантомании, начинаешь обращать внимание на детали. И порой появляется ощущение, что корейского искусства здесь слишком много, хорошего и не очень. Скажем, живопись явно не сильная сторона местных художников, зато еще со времен Нам Джун Пайка они уверенно лидируют в жанре инсталляции и искусстве новых медиа. 

 Dymchuk Gallery

Нам Джун Пайк арт-центр

Сеульский дневник. Начало

Работа Bang&Lee, SeMA

Живопись явно несильная сторона местных художников, зато еще со времен Нам Джун Пайка они уверенно лидируют в жанре инсталляции и искусстве новых медиа

В мире слишком много искусства, как грибы после дождя множатся биеннале и музеи современного искусства, рынок требует новых звезд, но сбрасывает их с пьедестала так же быстро, как и возносит на него.  В таких условиях остается только честно делать то, во что веришь, и уметь балансировать на тонкой грани между глобализмом и локальностью. Кажется, корейская художественная сцена успешно воплощает в жизнь именно эту тактику. 

Сеульский дневник. Начало

Работа Луиз Буржуа перед входом в музей Leeum

Сеульский дневник. Начало

Работа Яйой Кусамы, ММСА