Галина Зубченко и Григорий Пришедько "Кузнецы современности"

1

Самыми показательными и выразительными памятниками монументально-декоративного искусства советского периода можно считать работы Галины Зубченко и Григория Пришедько. В своем творчестве они воспевали триумф науки, в Киеве их мозаические панно украшают фасады научно-исследовательских институтов и вузов.

"Кузнецы современности" — яркая мелкозернистая мозаика, расположенная на стене Института ядерных исследований на проспекте Науки. Тема "мирного атома" нередко встречается в монументальных работах этого периода. Несмотря на идеологическую подоплеку, которая сейчас воспринимается крайне негативно, работы Зубченко и Пришедько наполнены мерцающим светом и возвышенными чувствами.

Василий Овчинников "Украинская Мадонна"

1

Овчинников 42 года работал директором Музея Ханенко и более десяти из них посвятил созданию мозаик во внутреннем дворе этого музея. После того как городская власть отклонила его проект по размещению мозаик на фасаде музея, Овчинников занялся этим самостоятельно. Он покупал материалы за свой счет и трудился в нерабочее время.

Сегодня во дворе Музея Ханенко можно увидеть семь потрясающих мозаик Овчинникова, включая "Украинскую Мадонну", "Сердце Данко", "Киевские каштаны". Возможно, именно в такой выразительной чувственности и заключалась свобода художника, творчество которого не ограничивало давление идеологии.

Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко — интерьер центрального автовокзала

1

В 1960-х годах художница Ада Рыбачук отметила, что при оформлении помещений важно задумываться о том, кто и с каким настроением будет приходить в то или иное пространство. По ее убеждению, важно думать не только о цвете стен, но и об их пластике: "Монументальным бывает самое хрупкое, неуловимое, переменчивое, неприступное для построения — человеческое чувство".

Дом Центрального автовокзала в Киеве (1957–1961) — первая совместная работа архитектора Авраама Милецкого и творческого дуэта Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко. Они сделали дизайн, цветную пластику, декоративно-монументальные работы и эскизы тканей для этого здания. Команда создала неповторимый образ и настроение этого места с тем нежным чувством, о котором говорила Ада.

1

Анатолий Гайдамака и Лариса Мищенко "Лесоповал"

1Серия мозаических панно на жилых домах бульвара Леси Украинки была создана в 1969-1979 годах. Оформленные в необычной коричнево-красной цветовой гамме, они создали неповторимый образ этой местности. Кроме триумфа труда и науки, художники изобразили карпатские пасторали, смело (в то время нужна была храбрость, чтобы на такое решиться) используя фольклорные мотивы.

1

Читайте также: Коренные киевляне о малоизвестном Киеве.