22 октября киевская Платформа для современного искусства представила в Kunstraum Lakeside проект Sister Europe. Культурный центр в Клагенфурте, столице австрийской Каринтии, работает с известными художниками, кураторами и теоретиками. Kunstraum Lakeside основали в 2005 году венцы Кристиан Кравагна и Хедвиг Заксенхюбер с целью прививать современное искусство в местности, которая всегда была гораздо более известна своими традиционными туристическими прелестями в виде гор, озер, средневековых замков и гибридной итало-словено-австрийской кухни.

Работы украинских художников в проекте Sister Europe в Kunstraum Lakeside

Хедвиг, которая и пригласила меня сочинить для Kunstraum проект об украинском опыте последних месяцев, уже двадцатый год подряд вместе с Георгом Шольхаммером возглавляет знаменитый венский журнал об искусстве Springerin. Сейчас Заксенхюбер и Шольхаммер работают над второй Киевской биеннале современного искусства: они продолжительное время поддерживают контакты с молодой культурной сценой Украины и не скрывают, что видят в ней большой потенциал. Когда город меняется на глазах под влиянием благоприятных и печальных факторов, в нем развивается почва для новых смыслов и ценностей, такой город становится мощной точкой притяжения. И, по всей видимости, именно это сейчас происходит с Киевом.

Обобщения и попытки говорить снаружи ситуации — это опасная ловушка для каждого рассказчика. В процессе работы над Sister Europe мы говорили о персональных взглядах, маргинальных находках и необязательных идеях, чтобы дать возможность зрителю сконструировать собственный общий знаменатель проекта. Вместе с участниками проекта мы сосредоточились на экспериментах, а не на едином сообщении. Лада Наконечная продолжила серию графики "Слева направо", загуглила "град" (осадки и оружие) и собрала довоенные немецкие считалочки. Иван Мельничук сделал выборку "слишком человеческой", слегка абсурдистской документации из зимнего Киева, найденных объектов и ситуаций, а также проиллюстрировал вымышленные инструменты пыток на основе комментариев от читателей украинских новостных сайтов. Александр Бурлака представил постсоветскую действительность и узнаваемые картины протестов сквозь призму средневековых образов. Внутри проекта его серия образовала отличный диалог с коротким фильмом Николая Ридного "Крепость". А "Крепость", в свою очередь, раскрыла новые нюансы содержания в двух частях другой видеоработы Ридного — "Убежище", которую узнали многие гости на открытии: в прошлом году проект был показан на биеннале в Венеции. Значение работ, созданных некоторое время назад, часто перерождается и растет в изменяющихся обстоятельствах. Потому было интересно продемонстрировать "Выстрелы" Жанны Кадыровой — теперь не в качестве эстетичных объектов на стене, а хрупких реалистичных фрагментов города, в который пришло оружие. Флаг Евросоюза, который Вова Воротнев пару лет назад превратил в пиратскую иллюстрацию "заката Европы", в рамках выставки получил новое название — Dusk and Dawn, отражающее то состояние атмосферы (и сознания), когда невозможно отличить сумерки от рассвета. Флаг стал частью рассказа, заданного работами из проекта Nothing to See. Важной частью выставки стал фильм Алексея Радинского Integration, который некоторых зрителей заставил хмуро улыбаться, а некоторых — искренне расчувствоваться.

В преддверии открытия мы с Хедвиг Заксенхюбер обсудили проект, чтобы определить место Sister Europe в контексте деятельности Kunstraum Lakeside и не только.

— Когда у вас возникла идея показать украинских художников в Kunstraum Lakeside? И приблизиться к теме в целом?

— Это произошло в контексте вашей инициативы — планов Платформы для современного искусства в ближайшее время представить в Вене выставку о протестах. Я подумала, что будет интересно раскрыть эту тему в альтернативном проекте для Kunstraum. Наша программа была уже готова, но мотив вполне вписывался в нее. К тому же как куратор будущей Киевской биеннале я сейчас постоянно имею дело с художниками из Украины. Также я исследовала сцену для муниципального проекта Postorange в Вене в 2006 году, много сотрудничала с группой Р.Э.П. и другими авторами.

— Вы считаете искусство действенным методом для разговора о политических ситуациях, как вы оцениваете его потенцию? 

— Мы ежедневно слышим новости из Украины, но не обладаем настоящим пониманием. Люди настолько переполнены визуальной информацией — только это всего лишь вспышки. С тех пор как я начала работу над проектом в Украине, я все время размышляю: что необходимо говорить, как использовать искусство, чем должны быть вооружены художники. Выставка в Kunstraum создает интерес к ситуации в стране, и, руководствуясь этим интересом, мы задаем себе вопросы о собственном положении, ищем истолкования Европы, осязаем сущность войны. В семидесятых я была уверена: войны не будет никогда. Но потом возникла ситуация на Балканах, а после — в Украине. Интересно, что международная пресса всегда называет это конфликтом или кризисом. Не знаю, почему СМИ так дипломатичны.

Работы украинских художников в проекте Sister Europe в Kunstraum Lakeside

— Вы работали с искусством из Украины достаточно много. Как вы считаете, что изменилось с 2006 года, с тех пор, как вы впервые столкнулись с ним?

— Сейчас сцена кажется намного более проработанной и развитой. Обычно, как вы понимаете, я вовсе не мыслю в национальных категориях. Но я действительно много исследовала разные регионы. Это время перемен является очень продуктивной ситуацией для искусства.

— Программа Kunstraum Lakeside, в рамках которой проходит выставка, носит название Bad Seeds, что вы закладывали в него? Из чего состоит эта программа?

— Название придумал мой коллега Кристиан. Он достаточно ироничен, но это название отсылает и к состоянию конфликта и содержит поэтические трактовки. Но мы всегда считали, что художественное высказывание неразрывно связано с политическими вопросами. Оно несет освобождающие смыслы. В нашем пространстве, которое не является "белым кубом", сложно создать по-настоящему атмосферную выставку — к ней обязательно должен прилагаться ключ: что интересно вам и что интересно в данный момент времени. Искусство должно иметь возможность как-то по-особому повлиять на зрителя (как это может сделать хорошая книга). Выставка, которую вы делаете, под этим красивым названием Sister Europe, которое очень мне нравится, как и его происхождение из названия песни, способна создать особую ситуацию именно как целостное высказывание. Она открывает пространство для вопросов и размышлений. Именно сейчас это необходимо.

Работы украинских художников в проекте Sister Europe в Kunstraum Lakeside

Вова Воротнев, Dusk and Dawn

— Что еще входит в программу Bad Seeds?

— Завершающая часть состоит из проекта Андреаса Сикманна и Алис Крайшер, они продемонстрируют одно из своих видео, которое в свое время разработали для Бергенской Ассамблеи. Это вновь именно то, как вы охарактеризовали свою выставку, — проект субъективный и немного каверзный.

— Сейчас существует распространенное описание искусства как производства знания. Вы могли бы подписаться под этим определением?

— Я, скорее, считаю искусство источником проблемных вопросов. Чем больше обсуждения оно порождает, тем эффективнее происходит его работа.

Работы украинских художников в проекте Sister Europe в Kunstraum Lakeside

Александр Бурлака