Первая неожиданность, с которой придется столкнуться каждому туристу, попавшему в Южную Корею: прежде чем узнать ваше имя, корейцы первым делом уточнят возраст, семейное положение и род занятий.  Да, смартфонами в этой стране пользуются даже восьмидесятилетние старушки, но общество по-прежнему достаточно консервативно, а традиции играют огромную роль в повседневной жизни. Сегодня речь пойдет о Сеуле, о том, как традиции и инновации переплетаются в этом мегаполисе и вдохновляют современных художников.

Seoul

Нет ничего удивительного, что одна из шести историй "Облачного Атласа" Вачовски происходит в Нео-Сеуле, ведь уже сейчас, в 2014-м, а не в далеком 2144-м, Сеул представляет собой суперсовременный город будущего. В библиотеке есть специальная камера для "мытья" книг; музейные экспозиции и общественные места изобилуют интерактивными элементами; установив специальное приложение, можно отследить движение необходимого автобуса, а веб-камеры, установленные по всему городу, пришлют ваше фото на фоне достопримечательностей на указанный электронный адрес.   

Seoul

Современная архитектура, такая как, например, здание Сити Холла или Культурный центр Dongdaemun Design Plaza от Захи Хадид, мирно уживается с дворцами (самый большой из них Кенбоккун), буддийскими храмами и традиционными корейскими домами ханок.

Власти города обязали застройщиков тратить 1 % бюджета на обустройство публичного пространства вокруг новостроя. Казалось бы, вполне похвальная инициатива, но на деле превратившаяся в иллюстрацию принципа "кто в лес, кто по дрова". Конечно, есть очень удачные образцы, но зачастую горожане совершенно оправданно недолюбливают нелепые изваяния, абсолютно не вписывающиеся в окружающую среду.

Прежде чем узнать ваше имя, корейцы первым делом уточнят возраст, семейное положение и род занятий

Конечно, городское пространство привлекает корейских художников, пытающихся отыскать в нем парадоксальные, проблемные зоны, на которые жители мегаполиса предпочитают закрывать глаза.

В рамках кампании по борьбе с незаконной рекламой и принятия ряда законов, регулирующих ее размещение в Сеуле, муниципалитет заказал работу молодому художнику Джун Бам Парку. Двухминутное видео в очень простой форме демонстрирует, как визуальный мусор: вывески, баннеры, неоновая реклама, — меняет облик города.

Сеульский дневник. Часть 2

Серия Day Break Ким Тай Донга началась с прогулок художника по ночному Сеулу. Глубокой ночью, в отсутствие людей, городские структуры теряют свою функциональность, а одинокие прохожие выглядят отчужденными, словно пришельцы из других миров. Что заставило их покинуть дом, какие истории скрывают их непроницаемые лица? Художник продолжает свое исследование, начатое в 2011 году, и недавно он получил Ilwoo Photography Award за эту серию.

К скрытой, неприглядной стороне жизни мегаполиса обращается и Вон Хо Ли в проекте Story. В Сеуле уличные попрошайки находятся вне закона и, будучи пойманными полицией, обязаны заплатить немалый штраф. Однако их часто можно встретить в переходах метро или возле железнодорожного вокзала. Проходя мимо, мы отказываемся их признавать; подавая милостыню, признаем факт их существования; но ни тот ни другой жест не включает их в публичное пространство. Художник пытается сделать это посредством символичного акта: он выкупает их коробку или стаканчик для подаяний со всем содержимым.

Ну и, конечно же, нельзя не вспомнить о медиафасаде, установленном напротив центрального вокзала в 2009 году. Это самый большой в мире LED-фасад размером 99 на 78 метров,  незамедлительно ставший одной из визитных карточек города. Каждый вечер, присев на ступеньках Seoul Station, на нем можно наблюдать работу Джулиана Опая "Идущие люди".

Seoul