Помимо главной корейской биеннале в Кванджу, этой осенью проходит еще две поменьше — в курортном Бусане и специализирующаяся на искусстве новых медиа MediaCity Seoul в столице. Но меньше не значит хуже, а в случае с MediaCity Seoul скорее означает принципиально другой подход и фокус на интердисциплинарных, интерактивных и технически сложных проектах.

В плену у призраков прошлого: Биеннале в Бусане и MediaCity Seoul

"Призраки, шпионы и бабушки"  — под таким названием открылась 8-я MediaCity Seoul. Название может показаться странным для тех, кто незнаком с историей Азиатского региона. Но все имеет свое объяснение. Призраки — это забытые и порой табуированные истории времен Корейской войны или  Японской колонизации Кореи. Шпионы отсылают к временам Холодной войны, а бабушки — живые свидетели названных исторических событий, кроме того, в Корее они пользуются большим уважением, так как посвящают себя молитвам о благополучии будущих поколений.

В плену у призраков прошлого: Биеннале в Бусане и MediaCity Seoul

Без сомнения, самой сильной частью выставки оказался раздел, посвященный призракам. И тут снова  следует небольшое  лирическое отступление. В Южной Корее примерно одинаковое количество буддистов и христиан, но вне зависимости от конфессиональной принадлежности  почти все придерживаются религии предков — шаманизма. Поэтому неудивительно, что открывал биеннале завораживающий полуторачасовой шаманский ритуал, во время которого шаман (в Корее это всегда женщина) призывала духов и приносила дары предкам. Шаманизму и мистическим ритуалам посвящен первый раздел выставки, в основном состоящий из фото- и видеодокументации всевозможных обрядов и религиозных практик. Неизгладимое впечатление производит документация жестоких и бессмысленных перформансов-ритуалов японской группы авангардистов Zero Dimension, которые таким образом противостояли проведению мировой выставки "Осака Экспо — 1970". Или фотографии Наито Масатоши, который в течение двух лет снимал слепую женщину-медиума по имени Итако.

В плену у призраков прошлого: Биеннале в Бусане и MediaCity Seoul

Среди участников биеннале знакомый украинцам по "Арсенале — 2012" Дин Кью Ле с инсталляцией "Баррикада", в которой речь идет о колониальном прошлом двух стран — Вьетнама и Алжира, восставших против французского гнета и тем самым ознаменовавших приход новой постколониальной эры.

На фоне MediaCity Seoul биеннале в Бусане кажется весьма легковесной, несмотря на то что заявленная тема "Населяя мир" достаточно глобальна и серьезна.

В плену у призраков прошлого: Биеннале в Бусане и MediaCity Seoul

Художественным директором в этом году был назначен француз Оливье Каппелин, руководивший парижским Palais de Tokyo c 2009 по 2011 год. На практике это назначение обернулось доминированием французских художников в проекте, что вызвало недовольство публики и критику со стороны локального арт-сообщества. Ключевым понятием, от которого отталкивается Каппелин, является дематериализация как основная тенденция современности. "Населяя мир" — это попытка справиться с этой тенденцией силами современного искусства, вернуть человека в материальный мир, сделать его субъектом истории "с собственной биографией, телом, территорией". Выставка состоит из нескольких абсолютно разрозненных разделов: "Движение", "Небо и космос", "Хрупкость архитектуры и объектов", "Человечность", "Разговор животных", "История, война". В экспозиции обнаруживаются и, нужно заметить, иногда отлично дополняют друг друга работы известных звезд вроде Анаша Капура или Вик Мунис  рядом с серией "Новый рай" Олега Кулика и инсталляцией российской Recycle Group. Однако все вместе создает ощущение путаницы и разнобоя. В результате складывается ощущение, что ты посетил несколько разных выставок, причем одна из них хороша, другая весьма посредственна, а третья и вовсе не представляет никакого интереса.

В плену у призраков прошлого: Биеннале в Бусане и MediaCity Seoul

Ни один серьезный проект в Южной Корее не обходится без работ о болезненных взаимоотношениях с северным соседом. С одной стороны, в DMZ (демилитаризованную зону на границе) возят туристов, там можно увидеть туннели, прорытые Северной Кореей с целью ввода своих войск. С другой — жители Южной Кореи отправляют своим менее удачливым собратьям с севера еду и сладости на воздушных шарах. Поездки в Северную Корею запрещены, а войска на границе находятся в постоянной готовности. Конечно, такое положение дел представляет богатый материал для исследователей.

В плену у призраков прошлого: Биеннале в Бусане и MediaCity Seoul

Не стали исключением и биеннале, о которых идет речь. В Бусане представлена работа корейского художника Хайон Квон "Модель деревни". Неподалеку от границы Северная Корея построила так называемую "мирную деревню", которую в Южной Корее тут же окрестили "пропагандистской деревней". Квон выстраивает модель деревни из прозрачного пластика и "блуждает" камерой по пустынным улицам поселка-призрака, где реальность и фикция неотделимы друг от друга. Постороннему сложно сказать, что правда, а что ложь в той картинке, которую создает Северная Корея для всего остального мира. И нам остается только догадываться, как в действительности живут люди в этой стране.

В плену у призраков прошлого: Биеннале в Бусане и MediaCity Seoul

В экспозиции  MediaCity Seoul видео "Объятия" австралийца Пилара Мата Дюпона повествует о заветной мечте корейского народа наконец объединиться в одну страну. Две девушки в традиционных нарядах ханбок застыли в объятиях друг друга, в их лицах читается недоумение и страх. Да, речь идет об одном народе, но возможно ли счастливое воссоединение и что оно принесет? Вопрос остается открытым.