Во втором и завершающем материале серии мы упомянем о легендарных гитарах, синтезаторах, органах и их влиянии на историю музыки

 

Синтезаторы ARP

Детище Алана Роберта Перлмана; единственный адекватный конкурент продукции Moog в 1970-х, потерпевший, как и многие другие, финансовый крах уже в 1980-х.

Главные инструменты в истории современной музыки. Часть 2

Если точнее, компания имени Алана Роберта Перлмана просуществовала в период с 1969 по 1981 год, оставив значительный след как в истории музыкальных инструментов, так и музыки вообще. Как и аппараты EMS, первый синтезатор Перлмана ARP 2500 не использовал стандартные соединительные кабели, вместо них предлагая пользователю матрицу 10 х 10 и набор специальных булавок. На этом удобства для музыканта, в принципе, и заканчивались — огромные "шкафы" 2500-й модели буквально ломились от десятков модулей, предназначение многих из которых оставалось загадкой даже после чтения увесистой инструкции. Существует мнение, что без точечной работы компании с известными музыкантами, очарованными звуковыми возможностями синтезаторов ARP, фирма бы быстро пошла на дно, во многом потому, что Перлман был инженером до мозга костей и его действительно мало заботило удобство использования систем собственного производства. Однако агрессивные пиар-кампании с привлечением Джимми Пейджа, Херби Хэнкока, Билли Престона и еще пары десятков звезд мировой величины, в разное время согласившихся стать лицом американской компании, так или иначе сделали свое дело. Впрочем, и без этого синтезаторы ARP были чудом инженерной мысли и, по субъективным оценкам, действительно превосходили своих конкурентов во всем. Например, в отличие от той же продукции Moog были гораздо стабильнее и лучше держали строй, в чем, кстати, признавался и сам Боб Муг.

Одним из первых известных пользователей синтезаторов американской марки стал Пит Таунзенд, ARP 2500 звучит у него в альбоме Who's Next, ну а вслед за ним подтянулись и остальные музыканты, с большинством из которых пиар-отдел компании работал индивидуально. Однако распространенное заявление о том, что инструменты Перлмана привлекали звезд с чисто коммерческой точки зрения, конечно, едва ли соответствует действительности.

 синтезаторы ARP были чудом инженерной мысли и, по субъективным оценкам, действительно превосходили своих конкурентов во всем

Практически всех синтезаторы ARP интересовали с позиции чисто музыкальной, в их числе The Bee Gees, Вангелис, Дэвид Боуи и Брайан Ино, Тони Бэнкс из Genesis и Жан-Мишель Жар, который в своих интервью сравнивает инструменты Перлмана со скрипками Страдивари. Популярными синтезаторы ARP оставались и по ходу 1980-х и 1990-х годов. Так, своим фирменным звуком американским электромузыкальным инструментам во многом обязаны, например, New Order и Depeche Mode, Chemical Brothers и 808 State.

Гитары Jackson

Главные инструменты в истории современной музыки. Часть 2

Один из главных (если не главный) — гитарный бренд хеви-метала и всех вышедших из него жанров. Компания имени Гровера Джексона, гитарного мастера из Нэшвилла, была основана в 1980 году во многом благодаря Рэнди Роудсу — ныне покойному гитаристу Оззи Осборна и группы Quiet Riot.

гитары Jackson отличаются прежде всего интересной формой

Гровер и Рэнди разработали дизайн первой гитары Jackson (Jackson RR), и Гровер Джексон, тогда еще представлявший гитарный бренд Charvel, принял решение о создании новой торговой марки для этого продукта. В настоящее время торговая марка Jackson Guitars принадлежит компании Fender, выкупившей права на бренд в 2002 году.

Кроме качественного звучания, гитары Jackson отличаются прежде всего интересной формой. Самые, пожалуй, известные модели — это Jackson Rhoads и King V. Агрессивный V-образный дизайн корпуса сегодня тесно ассоциируется с металлической музыкой, в чем не последнюю роль сыграл Дейв Мастейн из Megadeth. В свое время музыкант даже хотел приобрести права на марку, но сделка не состоялась, после чего разочарованный музыкант к гитарам Jackson явно охладел.

Монофонический синтезатор траутониум

Немецкий ранний монофонический синтезатор, созданный почти одновременно с волнами Мартено (в 1929 году) и управляющийся натянутой над металлическими пластинами проволокой.

Главные инструменты в истории современной музыки. Часть 2

Собственно техническая концепция траутониума была разработана немецким физиком-экспериментатором Фридрихом Траутвайном, в честь которого и был назван этот инструмент. Другое дело, что реализоваться именно в музыкальном плане траутониум вряд ли бы смог, если бы не своевременное вмешательство тогда еще начинающего композитора-экспериментатора Оскара Залы, разглядевшего творческий потенциал этого неприглядного "ящика с транзисторами". Лаборатория Траутвайна находилась на территории Берлинского университета, куда и поступил юный Зала; в будущем изучение физики поможет ему в совершенствовании этого хитроумного музыкального устройства и создании его новых моделей. В целом, история траутониума — это история почти 70-летней дружбы человека и машины, завершившаяся 12 лет назад, когда в возрасте 91 года Зала ушел из жизни.

Используя схожие транзисторные технологии, Траутвайн и Мартено создали два совершенно разных с акустической точки зрения аппарата. Тогда как звук "волн" по большей части можно было назвать мягким и струящимся, траутониум обладал куда более резким характером — стучал, гремел и дребезжал, что делало его невероятно гибким инструментом для создания различного рода перкуссий; достаточно послушать музыку Оскара Залы, чтобы понять, о чем идет речь.

история траутониума — это история почти 70-летней дружбы человека и машины

Кроме прочего, траутониум отлично синтезировал эффекты и имитировал различные звуки, чем в свое время воспользовался Альфред Хичкок, пригласив Залу для озвучки своих "Птиц". Помимо прочего, траутониум отметился и в ранней электронике: на разных этапах карьеры инструмент активно использовался музыкантами из Kraftwerk и Tangerine Dream.

Электрический орган Хаммонда

Вдохновленный телармониумом Кэхилла, американский изобретатель Лоренс Хаммонд решил построить собственную версию электромузыкального инструмента — правда, намного более транспортабельную и, учитывая реалии Великой депрессии, более бюджетную. Сэкономив буквально на всем (клавиатура первой рабочей модели органа ранее принадлежала старому роялю, купленному Хаммондом на ближайшей барахолке), инженер представил первую модель своего музыкального аппарата в 1934 году.

Орган Хаммонда — главный электрический орган ХХ века

Главные инструменты в истории современной музыки. Часть 2

Тогда он позиционировался в качестве относительно дешевой альтернативы духовым органам. Главным же рынком сбыта, по мнению американца, являлись местные католические церкви. Хаммонду повезло: первую партию его детищ приобрел сам Генри Форд, и именно с легкой руки американского промышленника новый музыкальный инструмент получил столь широкую популярность, в следующие десять лет разойдясь по миру в количестве более двадцати тысяч экземпляров.

Безоблачное существование компании длилось вплоть до 1970-х, когда ввиду финансовых затруднений было принято решение о приостановке производства. В 1985 году компания объявила о банкротстве, а торговая марка была приобретена корпорацией Suzuki, выпускающей сегодня цифровые клавиатуры "по мотивам" культовой марки.

Гитарная педаль Fuzz Face

Если не самая, то точно одна из самых популярных гитарных педалей типа фузз.

Главные инструменты в истории современной музыки. Часть 2

Споры о том, какая из педалей, специализирующихся на "перегрузке" чистого сигнала, является наиболее значимой в истории музыки, ведутся уже достаточно долго и, надо заметить, как-то бестолково. Предметом таких дискуссий является как, собственно, сам звук педалей (надо заметить, что здесь аргументы в пользу того или иного устройства не совсем корректны, так как финальное звучание во многом зависит и от усилителя, через который сигнал проходит), так и популярность отдельной коробочки. Если говорить именно о популярности, то здесь мало кто может потягаться с педалью Fuzz Face — ее круглый, напоминающий не то летающую тарелку, не то улыбающуюся физиономию корпус был замечен в арсенале практически всех главных действующих лиц современной гитарной музыки. Оригинальная версия педали выпускалась британской компанией Arbiter Electronics в период с 1966 по 1988 год, после чего последовал ряд корпоративных слияний, технологических изменений (так, на смену германиевым транзисторам пришли кремниевые, что крайне обрадовало одних музыкантов и почему-то огорчило других) и вариаций дизайна.

Сегодня подписанная Джими Хендриксом модель Fuzz Face выпускается американской компанией Dunlop, и именно этот музыкант стал одним из основных популяризаторов педали еще при жизни. В этом контексте уместно будет еще раз упомянуть упорство Хендрикса в экспериментировании, учитывая, что первые модели устройства (те, что на германиевых транзисторах) были откровенно сырыми и перегружали входящий сигнал вплоть до шума и скрежета, что, впрочем, гитаристу даже нравилось.

Если говорить именно о популярности, то здесь мало кто может потягаться с педалью Fuzz Face

К коллегам Джими по маркетингу можно причислить еще с пару десятков музыкантов самых разных жанров: от братьев Айзли до главных действующих лиц популярной музыки того времени — Пита Таунсенда, Джорджа Харрисона и прочих.

 

Не пропустите: St. Vincent разработала гитару для женщин.