"Пи" (1998), "Реквием по мечте" (2000), "Фонтан" (2006), "Рестлер" (2008), "Черный лебедь" (2010) — вряд ли среди участников и посетителей Одесского кинофестиваля нашелся человек, который не видел хотя бы одного фильма Даррена Аронофски. Во время встречи с участниками Летней киношколы через Skype небритый Даррен попивал воду из пол-литровой банки, рассказывал про тонкости работы кинорежиссера и давал наставления молодым украинским кинематографистам. В заключение беседы Аронофски призвал всех присутствующих подписаться на его аккаунт в Twitter. Редакция Buro 24/7 Украина вспоминает лучшие моменты  лекции одного из самых интересных кинематографистов современности.

Онлайн-конференция Даррена Аронофски в рамках Одесского кинофестиваля

Актер обязан сживаться со своим образом. Так, когда мы снимали "Реквием по мечте", Джаред Лето постоянно оставался в образе, даже вне съемочной площадки. Мы ходили с ребятами выпить и развлечься после съемок, а Джаред продолжал играть Гарри. С другой стороны, актер должен вкладывать частичку себя в своего персонажа. Этим умением обладают все великие актеры.

Аудитория должна понимать все, что хотел показать режиссер в своем фильме. Вам всегда нужно что-то потерять, чтобы зрители что-то нашли.

БОЛЬШИНСТВО МОИХ АКТЕРОВ ПОЛУЧАЮТ ТРАВМЫ ВО ВРЕМЯ СЪЕМОК: НАТАЛИ ПОРТМАН ПОЛУЧИЛА ТРАВМУ РЕБЕР И СОТРяСЕНИЕ МОЗГА, А МИККИ РУРК — ЦЕЛЫЙ НАБОР УВЕЧИЙ

Перед началом съемки у меня всегда имеется около 40–50 версий сценария. Я очень много работаю над усовершенствованием проекта. И даже выбрав один, итоговый вариант не будет целиком похож на оригинал.

Вы обязаны быть оригинальными, в своем фильме вы должны рассказать историю, которую можете рассказать только вы. Конечно, вы можете сделать заказное мейнстримное кино, но это ведь не так интересно.

Вы должны непрерывно работать над своим фильмом. Как бы банально это не звучало, проект может считаться завершенным только по окончанию съемки.

Онлайн-конференция Даррена Аронофски в рамках Одесского кинофестиваля

Большинство моих актеров получают травмы во время съемок. Натали Портман получила травму ребер и сотрясение мозга, а Микки Рурк целый набор увечий, правда, он и до съемок обладал целым набором травм.

Если у вас есть переживания, вы должны ими поделиться. Именно это и делает нас людьми.

Настоящее кино основывается на чувствах. Очень важно, чтобы вы "болели" своей историей. Работа над фильмом должна заставлять вас чувствовать, это должно быть больно. И когда вы знаете, что это больно, вы знаете, что это хорошо, и только результат покажет, были ли ваши страдания оправданными.

Вы должны быть амбициозными. ИНДУСТРИЯ КИНО СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ТЕМ, КТО ВЕРИТ в СВОИ ФИЛЬМЫ

Фильммейкинг — это всегда фильммейкинг, и не имеет значения, какой бюджет. Главной проблемой малого бюджета я считаю тот факт, что вы практически лишены возможности быстро двигать съемки.

Мы растем с каждым днем, мы непрерывно меняемся, меняется каждое мгновение. Когда мы делали Blu-ray версию "Реквиема по мечте" я осознал, что сейчас я бы не снял этот фильм. Точнее, если бы я снимал его сейчас, это вышла бы совершенно другая картина. Ведь нужно "проживать" свою историю, болеть ею здесь и сейчас.

Я всегда вношу правки в свой текст до неузнаваемости. Даже в тех проектах, где я не был автором сценария, я постоянно работал со сценаристом: задавал миллион вопросов, чтобы сделать историю как можно лучше, постоянно усовершенствовал ее. Это бесконечный процесс. Прошло уже почти десять лет после выхода "Фонтана". Совсем недавно я начал подумывать о том, чтобы доработать в нем некоторые вещи — звук и музыку. Я его пересмотрел и могу сказать, что он отличается от остальных моих фильмов и, безусловно, имеет для меня особое значение. И я подумал: "Да уж, странное кино я снял". Но я им доволен, потому что всегда стремился снимать что-то свое, чтобы увлекать и удивлять зрителя.

Онлайн-конференция Даррена Аронофски в рамках Одесского кинофестиваля

Нужно быть амбициозным и верить в свои фильмы. Индустрия кино существует только благодаря тем, кто верит в свои фильмы. Я верю тем, кто целиком вкладывается в свой фильм.

Мне тут недавно сказали, что режиссером можно считать человека, который снял как минимум три фильма. Какая чушь! Во время работы над своим полнометражным дебютом "Пи" для меня не было цели создать максимально доступную картину. Только сложный и личностный фильм может сделать вас оригинальными. У нас был маленький бюджет, проблемы с полицией, темы фильма — религия, философия, математика — не самые популярные сегодня. Но мы это сделали.

Вы должны постоянно общаться с коллегами. Ваша сила — в ваших связях, ведь даже авторское кино — это коллективная деятельность. Вы ничего не сможете сделать сами. Свой первый фильм "Пи" я снял с ребятами, которые учились со мной в киношколе.

Конечно, у каждого из нас есть темы, которые мы не хотим обсуждать публично. На самом деле иногда лучше недосказать, чем перегрузить аудиторию и потерять ее. Это нужно чувствовать. Это приходит с опытом.

из Twitter я узнаю о себе то, что даже мне неизвестно. последнее, что мне довелось прочесть: "Даррен Аронофски снимет продолжение «Робокопа»". Мне понравилось

Мне повезло, я работаю с очень талантливыми композиторами. Конечно, в моих первых фильмах музыка была менее эффектная. Но и тогда я старался подобрать наиболее подходящую музыку для каждого фильма и для каждой сцены, ведь иногда музыкальное сопровождение может увести историю в неверное направление. Так, в "Рестлере" было очень мало музыки, но она была специфическая и очень подходила для атмосферы фильма.

Есть хорошие и плохие критики кино. Есть те, кто пишет интересные вещи и проливает свет на некоторые моменты в фильмах, причем не только для зрителей, но и для создателей. Среди кинокритиков встречаются по-настоящему талантливые писатели, которые помогают во многом разобраться. А другие просто пишут, что взбредет в голову, они, как правило, не очень-то интересуются кино. Но даже если хорошему критику не понравился фильм, но он в своей рецензии предоставляет сильные аргументы в пользу своего мнения, это круто.

Раньше со сплетнями было легче, информация распространялась не так быстро. А сегодня, в эпоху социальных сетей, ситуация изменилась коренным образом: из Twitter я узнаю о себе то, что даже мне неизвестно. Это и есть сплетни. Из последнего, что мне довелось прочесть: "Даррен Аронофски снимет продолжение «Робокопа»". Мне понравилось.