The Maybe: сон посреди музея

Тильда Суинтон — живое воплощение искусства. В апреле 2013 года посетители музея современного искусства имели уникальный шанс наблюдать за тем, как она спала в стеклянной витрине посреди главного зала. Она предстала перед зрителями без макияжа, в старой поношенной одежде и кроссовках с испачканной грязью подошвой. Вежливый отказ от объяснений и элемент неожиданности являлись неотъемлемой частью произведения. В музее нет места случайным появлениям, не было художника или организации, заявленного в качестве автора, никаких объяснений, кроме простой таблички на стене рядом: "Тильда Суинтон. Шотландка, родилась в 1960. The Maybe 1995/2013. Живой художник, стекло, сталь, матрас, подушка, постельное белье, вода и очки". Это действие являлось открытым вопросом, предложением. Главным ключом к сути служило название. Тем не менее пытливые умы, жаждущие разгадать загадку и копнуть глубже, могли все же прийти к другому выводу. Суинтон никогда не говорила о своем опыте пребывания внутри витрины, о концепции работы она говорила всего несколько раз. В книге Perform Repeat Record Эмили Джонс и Адриана Хетфилда есть целая глава, посвященная The Maybe. Во введении Джонс утверждает, что "целью создания произведения Суинтон в витрине является изучение связей между "живым" перформансом как искусством и "мертвым" пространством галереи, его склонностью к замиранию во времени и пространстве".

1

Премьера The Maybe впервые состоялась в Serpentine Gallery в 1995 году, вскоре после смерти близкого друга Суинтон, британского режиссера-авангардиста, художника и сценариста Дерека Джармена, с которым они работали на протяжении 9 лет и вместе сделали 7 фильмов. Суинтон говорила, что смерть Джармена была первой и главной причиной для создания The Maybe. Этот перформанс может быть прочитан как memento mori — художественный монумент человеческой уязвимости, смертности и скорби. В 2013 воссоздание The Maybe было не случайным, актриса провела перформанс через несколько месяцев после смерти матери.

Тильда Суинтон: перформансы знаменитой актрисы

The Eternity Dress: перевоплощение моды в искусство

Это произведение является новой вехой в многолетней коллаборации Тильды Суинтон и Оливье Сайларда, в течение которой они создали вместе несколько перформансов, где фокусировали свое внимание на истории моды. Eternity Dress пошагово демонстрирует деликатный традиционный процесс создания платья публике. Местом действия послужил небольшой зал Beaux-Arts De Paris, в перформансе Суинтон была одновременно и моделью, и швеей, которая методом проб и ошибок создавала платье с длинным рукавом из крепа с объемной драпировкой на спине. Начав тщательным снятием мерок, продолжив созданием эскиза и выкроек, пара демонстрировала каждый шаг на пути к созданию готового изделия, в том числе забавный выбор пробных вариантов воротника, каждый из которых Суинтон бросала на пол, выкрикивая его названия на безупречном французском. Далее в действие вступил Сайлард, который должен был создать разнообразные карманы и другие излишние детали вроде лацкана. Суинтон отвергала все его попытки, убирая каждое предложение сразу же после того, как он их крепил к платью. Когда дело дошло до выбора ткани, Суинтон драпирует отрезки цветной ткани вокруг своего тела. Перформанс закончился примеркой готового платья и дефиле Суинтон. Главной идеей произведения было изучение создания платья, а не только готового результата. В современном мире платье простой формы намного изысканней нарочитого. Одновременно гипнотизирующий и беззаботный Eternity Dress и предшествующий ему The Impossible Wardrobe запечатлели по-настоящему уникальный момент между модой и представлением. С помощью Суинтон Оливье Сайлард вдыхает новую жизнь в музейную культуру с захватывающим результатом.

Cloakroom: поэтика жизни одежды

Раздевалки (Cloakrooms) — это помещения, в которых хранится верхняя одежда посетителей театров, музеев и других заведений, то есть тех заведений, которые решили сохранить этот тонкий знак внимания своим гостям, вытекающий из умирающего искусства гостеприимства. Гардеробы обслуживаются благонамеренными людьми, которые ухаживают за нашей терпеливо ожидающей одеждой. Оливье Сайлард и Тильда Суинтон примерили на себя роль этих людей, уделяя внимание каждому посетителю/зрителю, которым было предложено "сдать" свою одежду. Пальто и куртки различных размеров, ровно как и шарфы, и сумки гостей, затем демонстрировались на плечах актрисы. На подиуме эта повседневная, обычная одежда приняла новый облик. Как зеркальное отражение тех, кто сдал ее на хранение, эти предметы становятся продолжением актрисы. Эта одежда выглядит будто пустая оболочка, кукла, которую заполняет своим телом Суинтон, как мягкая скульптура, которую приводят в движение.