Крупнейший мастер Северного Возрождения Ерун ван Акен, более известный как Иероним Босх, является одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жил и работал художник преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Около 1480 года он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Ее значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.

Большинство картин Босха не имеет датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. Картина "Семь смертных грехов" принадлежит к числу его ранних работ. В центре композиции — фигура Христа, здесь же сделана надпись: "Берегись, берегись, Бог видит". Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов: гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется сценой пьяной драки; зависть предстает в виде лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа; корыстолюбие воплощает в себе судья, берущий взятку. Триптих "Страшный суд", который датируется 1504 годом и был написан Босхом по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого, является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха

Dr. Martens, весна 2014

"Корабль дураков", одна из наиболее известных картин Иеронима Босха, была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается "Аллегория обжорства и сладострастия". Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намек на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц ("Искушение святого Антония"; триптихи "Сад наслаждений" и "Поклонение волхвов"; "Корабль дураков"), сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Уже зрелым мастером Босх создал "Воз сена" (1500-1502 гг.) — трехстворчатый  алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Очень вероятно, что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: "Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него, сколько может". Мастера XV столетия, изображая евангельских персонажей, избирали точку зрения молящегося: их взгляд был направлен снизу вверх. Босх же смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.

Долгое время считалось, что большинство работ Иеронима Босха предназначены для церквей, — на это указывал как формат триптиха, так и форма складня, которая считалась наиболее удачной для алтарей. Однако сейчас есть смысл предполагать, что Босх не писал иконы: его работы теперь расцениваются как пример абсолютно новой эстетики, полной не только сакрального, но и светского смысла. Несмотря на нестандартное видение Иеронимом Босхом религиозных сюжетов, церкви никогда не преследовали художника: даже во время того, как в Нидерландах свирепствовала инквизиция, его заказчиками оставались герцоги, графы и другие высокопоставленные особы.

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха

"Семь смертных грехов"

Большая часть работ Босха, из которых, кстати говоря, сохранилось всего тридцать пять, — это длинный трактат о греховности человека, мира и празднестве смерти. Он один из тех художников, кто провозглашал приход культуры Нового времени, черпая образы порока и наказания за грехи из современной ему жизни. Дело в том, что в конце XV — начале XVI веков происходил коренной крах как сознания, так и, как следствие, культуры: теряла свой авторитет церковь и актуальность — классические христианские мотивы, искусство было вынуждено обратиться к античным канонам красоты, и ритуальное смешалось со светским. Еще одной характеристикой стала тяга к смерти, поиск чувственного наслаждения в уродливом, испорченном, страшном. Тема смерти пронизывает все творчество того периода — в этом плане Иеронима Босха, творившего для своих современников, сложно назвать выбивающимся из общего ряда. В церковных росписях появляются скелеты, поминальные дни становятся чуть ли не любимыми праздниками — эта неестественная тяга к смерти находит свое объяснение в бедствиях, покосивших тогда Европу, в частности, в масштабной эпидемии чумы. Поэтому Босха сложно и дальше считать чудаком, он всего лишь активно рефлексировал на событиях, современных ему, и, будучи человеком образованным и светским, умело использовал в своих работах символы христианства, которые сейчас принято относить к сюрреализму. Но на самом деле все его монстры, чудовища, пузатые рыбы и зубастые аисты не что иное, как демонические и ангельские образы.

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха

Фрагмент "Сада земных наслаждений"

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха

Платье и сумка Alexander McQueen, осень 2010, рюкзак Dr. Martens, весна 2014

Мотивы Северного Возрождения в исполнении Иеронима Босха позаимствовали Carven, Alexander McQueen и бренд гранжевых аксессуаров Dr. Martens. Гийома Анри из французского бренда впечатлил триптих "Сад земных наслаждений", который признан обществом как одна из самых загадочных и неоднозначных картин нидерландского мастера. Левая часть триптиха посвящена изображению Рая, центральная — это сотворение человека, а правая — это ад, где людей постигает заслуженная расплата за греховную жизнь. Хотя, если расплата за грехи — это А-образные юбки Carven, в целом, многие были бы готовы на это. Платья и блузы работы Гийома Анри отличаются округлыми силуэтами с присобранными элементами у горловины: юные, легкомысленные и вместе с тем возвышенные, они не превращают Анри в религиозного фанатика или зануду.  А для Alexander McQueen коллаборация с наследием Иеронима Босха и вовсе стала знаковой: именно работой над ней завершилась карьера основателя дома, Александра Маккуина, который скончался незадолго до презентации. "Он хотел вернуться к ручной работе, которую так любил, — рассказала о коллекции Сара Бертон. — Его восхищало средневековое искусство, которое по сути своей было мрачным, однако Александр искал в нем красоту и свет". Похожее отношение к искусству выражал и сам Босх: являясь одним из самых контроверсионных художников мира, он тем не менее никогда не считался анфан террибль в искусстве. Такое же место в моде занимает и Маккуин. 

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха

"Искушение святого Антония", юбка, футболка и блуза Carven, осень 2012