Поиск

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха

Красота и свет во мраке Средневековья

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха
Buro 24/7 Украина продолжает серию материалов, посвященных симбиозу искусства и моды. В фокусе вновь оказывается голландская школа живописи, но на этот раз от абстракционизма Пита Мондриана мы переходим к Северному Ренессансу в исполнении Иеронима Босха

Крупнейший мастер Северного Возрождения Ерун ван Акен, более известный как Иероним Босх, является одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жил и работал художник преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Около 1480 года он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Ее значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.

Большинство картин Босха не имеет датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. Картина "Семь смертных грехов" принадлежит к числу его ранних работ. В центре композиции — фигура Христа, здесь же сделана надпись: "Берегись, берегись, Бог видит". Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов: гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется сценой пьяной драки; зависть предстает в виде лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа; корыстолюбие воплощает в себе судья, берущий взятку. Триптих "Страшный суд", который датируется 1504 годом и был написан Босхом по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого, является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха (фото 1)

Dr. Martens, весна 2014

"Корабль дураков", одна из наиболее известных картин Иеронима Босха, была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается "Аллегория обжорства и сладострастия". Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намек на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц ("Искушение святого Антония"; триптихи "Сад наслаждений" и "Поклонение волхвов"; "Корабль дураков"), сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Уже зрелым мастером Босх создал "Воз сена" (1500-1502 гг.) — трехстворчатый  алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Очень вероятно, что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: "Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него, сколько может". Мастера XV столетия, изображая евангельских персонажей, избирали точку зрения молящегося: их взгляд был направлен снизу вверх. Босх же смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.

Долгое время считалось, что большинство работ Иеронима Босха предназначены для церквей, — на это указывал как формат триптиха, так и форма складня, которая считалась наиболее удачной для алтарей. Однако сейчас есть смысл предполагать, что Босх не писал иконы: его работы теперь расцениваются как пример абсолютно новой эстетики, полной не только сакрального, но и светского смысла. Несмотря на нестандартное видение Иеронимом Босхом религиозных сюжетов, церкви никогда не преследовали художника: даже во время того, как в Нидерландах свирепствовала инквизиция, его заказчиками оставались герцоги, графы и другие высокопоставленные особы.

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха (фото 2)

"Семь смертных грехов"

Большая часть работ Босха, из которых, кстати говоря, сохранилось всего тридцать пять, — это длинный трактат о греховности человека, мира и празднестве смерти. Он один из тех художников, кто провозглашал приход культуры Нового времени, черпая образы порока и наказания за грехи из современной ему жизни. Дело в том, что в конце XV — начале XVI веков происходил коренной крах как сознания, так и, как следствие, культуры: теряла свой авторитет церковь и актуальность — классические христианские мотивы, искусство было вынуждено обратиться к античным канонам красоты, и ритуальное смешалось со светским. Еще одной характеристикой стала тяга к смерти, поиск чувственного наслаждения в уродливом, испорченном, страшном. Тема смерти пронизывает все творчество того периода — в этом плане Иеронима Босха, творившего для своих современников, сложно назвать выбивающимся из общего ряда. В церковных росписях появляются скелеты, поминальные дни становятся чуть ли не любимыми праздниками — эта неестественная тяга к смерти находит свое объяснение в бедствиях, покосивших тогда Европу, в частности, в масштабной эпидемии чумы. Поэтому Босха сложно и дальше считать чудаком, он всего лишь активно рефлексировал на событиях, современных ему, и, будучи человеком образованным и светским, умело использовал в своих работах символы христианства, которые сейчас принято относить к сюрреализму. Но на самом деле все его монстры, чудовища, пузатые рыбы и зубастые аисты не что иное, как демонические и ангельские образы.

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха (фото 3)

Фрагмент "Сада земных наслаждений"

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха (фото 4)

Платье и сумка Alexander McQueen, осень 2010, рюкзак Dr. Martens, весна 2014

Мотивы Северного Возрождения в исполнении Иеронима Босха позаимствовали Carven, Alexander McQueen и бренд гранжевых аксессуаров Dr. Martens. Гийома Анри из французского бренда впечатлил триптих "Сад земных наслаждений", который признан обществом как одна из самых загадочных и неоднозначных картин нидерландского мастера. Левая часть триптиха посвящена изображению Рая, центральная — это сотворение человека, а правая — это ад, где людей постигает заслуженная расплата за греховную жизнь. Хотя, если расплата за грехи — это А-образные юбки Carven, в целом, многие были бы готовы на это. Платья и блузы работы Гийома Анри отличаются округлыми силуэтами с присобранными элементами у горловины: юные, легкомысленные и вместе с тем возвышенные, они не превращают Анри в религиозного фанатика или зануду.  А для Alexander McQueen коллаборация с наследием Иеронима Босха и вовсе стала знаковой: именно работой над ней завершилась карьера основателя дома, Александра Маккуина, который скончался незадолго до презентации. "Он хотел вернуться к ручной работе, которую так любил, — рассказала о коллекции Сара Бертон. — Его восхищало средневековое искусство, которое по сути своей было мрачным, однако Александр искал в нем красоту и свет". Похожее отношение к искусству выражал и сам Босх: являясь одним из самых контроверсионных художников мира, он тем не менее никогда не считался анфан террибль в искусстве. Такое же место в моде занимает и Маккуин. 

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха (фото 5)

"Искушение святого Антония", юбка, футболка и блуза Carven, осень 2012

Buro 24/7

Оставьте комментарий

Загрузить еще