Пояса-оби

Традиционным женским оби завязывают кимоно. Шьют его из шелка контрастного к халату цвета и украшают узорами. В разложенном виде пояс достигает 30 сантиметров в ширину и 4 метров в длину, а потому завязывать его надо уметь — в идеале должна получиться широкая полоса на талии и гигантский декоративный бант на спине. Выглядит он настолько впечатляюще, что вдохновил не одно поколение западных дизайнеров на эксперименты. Из последних примеров смотрите коллекции Litkovskaya, Maison Margiela, Armani Prive, Donna Karan и Jean Gritsfeldt.

1

Кимоно и халаты

Общепринятой одеждой японцев обоих полов несколько веков подряд был халат: мужчины победнее носили с брюками его укороченную версию, состоятельные горожане накидывали несколько халатов один поверх другого, женщины же брюками не пользовались никогда — их единственной одеждой был лишь халат-кимоно. 

Шились и мужские, и женские халаты по одному принципу: прямой крой, цельные полотна ткани, согнутые на плечах, вшитые клинья, которые опускались до самого подола и позволяли заворачивать одну полу халата на другую, а также прямые широкие рукава. Простота и практичность этой конструкции вдохновляет и сейчас: посмотрите хотя бы на коллекции Тома Брауна, Крейга Грина, Джонатана Андерсона или Лили Литковской.

1


Обувь: гэта, дзори, таби

Японцы не особо заморачивались с обувью и придумали для себя несколько видов сандалий. Носили они преимущественно плоские сандалии с плетеной подошвой из соломы, конопли и других трав на шелковых или соломенных завязках. Назывались они дзори. Горожане носили сандалии-гэта — вырезанные из цельных кусков дерева, прямоугольные, на невысокой колодке. Надевали их на босу ногу или на специальные невысокие полотняные носки таби. Такие носки были особой формы: для большого пальца в них было свое отделение — и это позволяло легче повязывать гэты на ногу. По подобию обычных таби вскоре появились дзика-таби — носки из более тяжелых, жестких и потому прочных материалов, иногда с прорезиненной подошвой, которые можно использовать как полноценную обувь. 

Традиционные дзика-таби легли в основу обуви из первой коллекции Мартина Маржелы сезона весна/лето — 1989. Тогда дизайнер обул моделей в кожаные сапоги с отдельным большим пальцем. Каждую пару обуви он специально смочил в краске перед самым показом, чтобы зрители оценили необычные следы на белом подиуме. 

1


Принты

Японская живопись, которая всецело обращается вокруг природы, гравюры, поражающие своей тонкостью, цветочные узоры на тканях и каллиграфия часто становятся отправной точкой для современных дизайнеров. Рисунки в японской стилистике, например, не так давно украсили и мужскую, и женскую коллекции Тома Брауна, а теперь еще и стали главными в новой коллекции Valentino

1


Сувенирные куртки

После Второй мировой войны американские солдаты, служившие на военных базах в Японии, украшали свои куртки вышивкой с традиционными японскими мотивами и привозили на родину в качестве сувениров. С тех пор такие куртки стали достаточно популярны как на Западе, так и среди местного населения, а этой весной появились в показах Louis Vuitton, Saint Laurent, Gucci, Dolce & Gabbana и многих других. Подробнее о них читайте в нашем ликбезе.

1


Деконструктивисты

В начале 70-х годов два японских дизайнера, которые в будущем стали легендами, Такада Кензо и Иссей Мияке, попробовали покорить западную модную индустрию, но удалось им это не сразу. Новые идеи и концепции совершенно не приживались среди консервативной европейской публики. Тем не менее Кензо и Мияке уверенно открыли фирменные магазины в Париже и продавали в них свою одежду из резины, железа, бумаги и самых разнообразных материалов "будущего".

В начале следующего десятилетия случился "японский прорыв": в 1981 году Едзи Ямамото и Рей Кавакубо показали свои коллекции в рамках парижской Недели моды и просто шокировали европейцев: коллекции их выглядели не то как произведение искусства, не то как карикатура на европейскую одежду. Тогда стиль коллекций японцев называли destructuree look, позже это направление в дизайне одежды получило название "деконструктивизм".

Триумф черного цвета, бескомпромиссная многослойность, трансформации одежды, игры с отдельными ее фрагментами, попытки соединить несоединимое, отказаться от традиций, от канонов "хорошего вкуса" — Кавакубо и Ямамото фактически разрушили традиционные представления о форме, функциональности и границах одежды, рассматривая ее как элемент чистого искусства, как объект для экспериментов.

Именно благодаря деконструктивизму в современной моде почти не существует строгих разграничений между одеждой для дня и для вечера, для отдыха и для работы, элементы униформы проникли в повседневную одежду, мотивы спорта — в вечернюю. Нарядные ткани — бархат, парча, атлас, кружева — заняли свое место в повседневном гардеробе, а кожа, деним, трикотаж и твид взлетели до уровня красных дорожек.

1


Технология живой ткани

Ученые Массачусетского технологического института вдохновились японской кухней и создали умную ткань. В чем связь? Одно из традиционных японских блюд — сброженные соевые бобы натто — готовится при помощи специальной бактерии Bacillus subtilis natto (сенная палочка). Она способна изменять свою форму в зависимости от температуры окружающей среды — и ученые уже знают, как применить это свойство в спортивной одежде.

 

Смотрите также: Что древние египтяне сделали для моды?