В прошлый четверг было официально объявлено об очередном уходе последнего минималиста 90-х, легендарной Джил Сандер из стен собственного лейбла. О творчестве дизайнера, ее увольнениях и возвращениях дискутируют так же часто и безрезультатно, как о том, как правильно звучит ее имя - Жиль Зандер, на французский манер певуче и деликатно, или Джил Сандер, по-тевтонски внятно и прагматично. Совсем правильно было бы звать ее по-немецки резко - Джил Cондер, но это, скорее, игры в модный элитизм, чем спор по существу.  В прошлый четверг одна из ключевых фигур моды 90-х Сандер покинула сцену, и, похоже, навсегда.

Джил Сандер уходила и возвращалась тогда, когда подобного никто не ждал. Впервые это произошло в 1999-м, когда мода миллениума максимально приблизилась к идеалу самой Сандер: прагматичные брючные костюмы, свободные платья-чехлы и обувь на низком ходу. Тогда верили в спасительную миссию высоких технологий, способных родить новый мир, и всерьез увлекались минималистской эстетикой - пустынными белыми пространствами, звенящим вакуумом и обещаниями бездны смыслов. Главные герои 90-х - Хельмут Ланг, Мартин Марджела, Кельвин Кляйн и Миучча Прада - препарировали модную историю и пытались писать ее с чистого лица. Сама Джил Сандер, казалось, избегала любого намека на сюжет или историю - ее одежда всегда была исключительно об одежде. По сути, героине Сандер не надо было ни казаться, ни быть никем иным, кроме как женщиной в идеально скроенном шерстяном пальто или водолазке единственно верного оттенка синего цвета. В этом было какое-то стремление к предельной искренности и ясности - такой, как на снимках модной тогда Коринн Дэй, только отстраненной и полностью очищенной от плотских переживаний. На фотографиях молодого Дэвида Симса модели Jil Sander в накрахмаленных сорочках и идеально скроенных костюмах фирменного navy blue выглядели как жители какой-то более упорядоченной и выхолощенной реальности. Кажется, с такими бесстрастными лицами герои Станислава Лема наблюдали за перекатами волн на поверхности Соляриса.

Jil Sandre FW SS13

Второй раз Джил Сандер покинула лейбл имени себя в 2005-м. Тогда в модном дискурсе не осталось ни грамма от аскетичного power-dressing 90-х. Это все еще был разговор о власти, но другого сорта: повсюду гремело имя Тома Форда, порно-шик и логомания начала нулевых срывали последние табу, в воздухе витала мысль, что деньги - это новый секс, а секс - это новые деньги. 2008 год еще не наступил, и мода верила, что слово «индустрия» может заменить слово «искусство». Не то чтобы чистота линий и маниакальная верность собственным заветам сделали Сандер démodée. Но ветер явно дул в другую сторону - прочь от хладнокровного мира необитаемых арт-пространств, которыми по-прежнему была увлечена Джил, навстречу броским сумочкам с большими лого. Идея поиска совершенной белой сорочки казалась все менее и менее убедительной.

Jil Sandre FW SS13

Последняя попытка Джил Сандер вернуться в большую игру пришлась на 2012 год. На поле давно уже не осталось ни Хельмута Ланга, ни Кельвина Кляйна, но подросло целое поколение дизайнеров, разыгрывающих в своих коллекциях их наследие. После лихорадки кризисных годов новый прагматизм материализовался в обращении к простым формам. Снова заговорили о правильной посадке брюк, о поиске новых пропорций и линий силуэта. Но когда история о пальто перестала быть чем-то большим, чем история о пальто, минимализм перестал быть большой идеей. Сегодня в нем не ищут откровения, зато ищут метод: разработка высокотехнологичных тканей и синтетических материалов, новые способы их обработки - все то, что сейчас отделяет высокую моду от наступающего ей на пятки масс-маркета. Но модный мир, давно приученный к коммерчески эффективному повествованию, отказывается верить в абстракцию. Отвлеченные идеи рассчитаны на очень узкую аудиторию, а потому плохо продаются.

Jil Sandre SS SS13

Финальные коллекции Джил Сандер останутся в истории как попытка реанимировать старые образы. В них было много новых идей, часто инородных ей: крупный ламинированный горох и абстрактные многоцветные принты, глубокие вырезы декольте. Джил Сандер рисковала, не всегда оправданно - последние мужские коллекции были сдержаннее, а потому удавались ей лучше женских. Но эти шоу, разыгранные в непременно белых декорациях, были искренним высказыванием дизайнера, который на протяжении всей своей карьеры искал тот самый идеальный крой белой сорочки и тот самый единственно верный оттенок синего. Просто в условиях современной жизни, красочной, бурлящей, заключенной в квадрат снимков на Instagram, минимализм - больше не ответ. Ветер сегодня дует в какую-то другую сторону.

Jil Sandre SS14 Woman

Jil Sanders SS 2014