В середине апреля немецкая компания adidas в который раз попробовала обвинить Puma в плагиате. Немецкий суд в заведении дела отказал, но мы снова вспомнили про холодную войну длиной почти в 80 лет. Почему компании до сих пор в ссоре и с чего все началось — в расследовании Buro 24/7.


Изначально Adidas и Puma были маленькой фирмой Gebrüder Dassler. У Адольфа и Рудольфа Дасслеров соперничество проявлялось еще с самого детства. Они обожали спорт, и в юности это было единственным способом воевать между собой. Фирма спортивной обуви в маленьком немецком городе открылась в 1924. Всегда делая ставку на спортсменов, братья стали подкупать их для того, чтобы те рекламировали их кроссовки. Так, первая слава пришла с победой бегуна Джесси Оуэнса на XI летних Олимпийских играх в Берлине — тогда Дасслеры прославились своей обувью на весь мир.

Все пошло не так во время Второй мировой войны. Существует много версий, почему братья поссорились, но главное — в 1948 году Дасслеры пошли разными путями. Старший, Руди, основал Puma, а вот Ади — Adidas (да, именно от Ади Дасслера). Приблизительно в это же время у последнего появились знаменитые три полоски.

1

С 50-х годов начала разгораться холодная война двух брендов. Братья ненавидели друг друга до смерти. Это привело к жесткой конкуренции на рынке спортивной обуви. Бренды вкладывали невероятное количество денег на создание рекламных кампаний за счет спортсменов.

В то время главной звездой футбола был Пеле. Он стоил настолько больших денег, что оба бренда бы разорились, поэтому братья составили "пакт Пеле" — договор не подкупать футболиста. Вскоре Puma нарушили договор и рискнули жизнью своей компании. Бренд заплатил Пеле 120 000 долларов за то, чтобы бразилец стал завязывать шнурки прямо в центральном круге перед началом матча. Этот случай рассорил братьев окончательно.

Первое подозрение в плагиате возникло в 1952 году, когда Puma заявили, что именно они придумали шипы для футбольных бутс. Но, "кто первый встал, того и тапки": Adidas первыми представили шипы на чемпионате мира по футболу. Дело в том, что такие бутсы приспосабливались к грунту и погодным условиям, что автоматически несло победу команды за собой. Самое интересное, что именно Ади еще со времен фирмы Gebrüder Dassler занимался дизайном обуви. А вот Руди был отличным маркетологом. Поэтому эксперты утверждают (а мы склонны им верить), что речи о плагиате на самом деле не шло.

Знаковым для компании Puma стал 1968 год. В этом году бренд подписывает контракт с успешным баскетболистом того времени Уолтером Фрейзером и патентует обувь на застежках-липучках. В это же время Ади придумывает использовать для рекламы стадионы и другие спортивные сооружения — постепенно конкурирующие братья сделали мир спортивной одежды таким, как он есть сегодня.

1

В 1972 Adidas смогли договориться с Брежневым и обеспечить спорттоварами советскую команду на Олимпийских играх. Тем самым расширив спрос на бренд по всему СССР. В этом же году появляется известный "Трилистник" — символ единения олимпийского духа на трех континентах. Компания смогла также удачно проникнуть в различные молодежные течения, расширив свою аудиторию — от спортсменов до музыкальной богемы.

1

Братья руководили компаниями до самой смерти, так никогда и не помирившись. Спустя много лет, в 2009 году, нынешние руководители компаний наконец пожали друг другу руки в рамках проекта Peace One Day. Но это не избавило компании от междоусобной конкуренции. Постоянные обвинения в плагиате, судебные иски, подкупы великих спортсменов — главные ассоциации с брендами, которые сделали моду на спортивную обувь.

В 2005 году Adidas выкупили Reebok, тем самым значительно усилив свои позиции на рынке. С 2007 года основным владельцем Puma является французский консорциум PPR. Gucci значится одним из активов компании.

1

Сегодня Adidas одевает "Баварию", мадридский "Реал", "Ливерпуль", "Челси", "Аякс". Таких звезд футбола, как Дэвид Бекхэм, Зинедин Зидан, Андрей Шевченко, Лионель Месси, и многих других. У Puma же "армия" будет поскромнее, например лучший бегун современности, ямайский спринтер Усэйн Болт. Пока что бренду сложно выдержать конкуренцию с Adidas и Nike.

1

Но есть другой вариант обогнать их: сейчас конкуренция перешла из мира спорта на звезд Голливуда. В 2013 году Канье Уэст подписал контракт с Adidas и стал дизайнером линейки Yeezy. Спустя год, в 2014-м, креативным директором Puma стала Рианна — уже в прошедшем январе певица выпустила свою первую фэшн-коллекцию Fenty.

1

Стремление победить у этих брендов не исчезнет никогда. Но, кто знает, хорошо это или плохо? Возможно, если бы два брата в маленьком немецком городе так и оставались жить мирно, мы никогда не увидели бы 50 оттенков "суперстаров" в исполнении Фаррелла или спортивные ботфорты в исполнении Рианны.


Смотрите также: 7 легендарных моделей обуви.