Впервые я встретила Свету Бевзу, когда мне было 20 лет, после Недели моды в Нью-Йорке. Я ходила у нее на показе, а она во время репетиции сказала мне, что видит мое большое будущее. С этого началась наша дружба, которая плавно перетекла в сотрудничество. Света одна из первых поверила в меня как в стилиста и многому научила. Нашему творческому союзу вот уже три года, а бренду Bevza в этом году исполняется 10. Я знаю Свету как сильного человека, хотя и ранимого, и надеюсь, что это интервью раскроет грани ее сложной личности.


Я знаю, что ты дала уже много интервью, связанных с десятилетием бренда. У тебя спрашивают одно и то же?

Не могу сосчитать, сколько одинаковых вопросов было, часто повторяются: "Почему белый цвет? Ваша одежда такая лаконичная, это вам близко? Почему вы начали заниматься дизайном одежды?".

Ну а самый запоминающийся вопрос, который задавали? У тебя же были интервью и с главными редакторами глянца, и с сильными журналистами. Был ли вопрос, который тебя затронул очень сильно и заставил задуматься?

Такого сильно потрясающего, наверное, не было, но меня всегда затрагивают вопросы: "А если бы ты могла что-то изменить?". Это такой флешбэк в прошлое. "Начала бы ты раньше, поехала бы ты учиться за рубеж и т.д.?" У меня сразу что-то там внутри начинает сжиматься. Конечно же, было много вариантов, но все есть как есть.

Твоему бренду уже 10 лет, и это временная веха. Ты чувствуешь, что на правильном пути?

Да. На самом деле, у этого бизнеса нет временных рамок: пока люди хотят одеваться и ищут эстетическое наслаждение, одежда всегда будет продаваться. А я буду этим заниматься, пока получаю удовольствие.

Этапы производства и реализации коллекции разные. В какой момент ты получаешь наибольшее удовольствие?

Когда понимаю, что была права. Когда результат меня удовлетворяет, а этого очень сложно достичь, ты же знаешь. Прежде всего, я критична к себе. Может быть, это, с одной стороны, мешает, ну а с другой — не расслабляет меня. Наверное, это синдром отличницы — не допускать ошибок.

То есть ты вымучиваешь продукт?

Нет, некоторые вещи я вообще легко создаю, интуитивно, и, как правило, они становятся самыми продаваемыми. Когда я думала о прошлой коллекции, то вдруг сказала, что хочу внедрить в нее дух девяностых. Ты спросила – почему. Но я сама не знаю. Просто так получается.

bevza-shapoval-interview

Говорят, что у талантливых людей есть связь с метафизическим, и они могут получать информацию, не доступную другим. Они неосознанно ее трансформируют. Ты это чувствуешь?

Все получают какую-то информацию, просто трансформируют ее по-разному. Я считаю, что у всех людей, которые не сотворили какого-то зла, этот канал открыт: у кого-то склонности к дизайну одежды, у кого-то – к написанию стихов. Это все творчество. Когда у тебя есть идея, любой бизнес можно назвать творчеством, даже если это связано с математикой. По поводу того, как ты сублимируешь: здесь важно твое детство, воспитание, что тебе вкусно, против чего ты, — от этого и зависит, каким получится результат, твой продукт.

Когда ты росла, еще не было хайпа вокруг дизайнеров. Ты, наверное, не могла в детстве представить того, что сейчас происходит. Того, что к твоей персоне будет интерес. Не к твоему дизайну, а к твоей личности, ведь профессия дизайнера только сейчас стала звездной.

Конечно же, не могла. На самом деле есть вещь, которую я объяснить не могу: когда я года в четыре начала делать первые рисунки (они сохранились), то рисовала дома мод и эскизы платьев. Тогда я поняла, что хочу этим заниматься. Мое решение невозможно объяснить, в то время я даже еще не знала, что это такое, просто решила, что хочу этим заниматься. В 13 лет я была уверена, что моего мужа будут звать Вова. Возможно, я слишком программирую себя, но четыре года — это слишком неосознанный возраст.

bevza-shapoval-interview

Кстати, я считаю, что за маленькими детьми нужно наблюдать. Я думаю, что они еще помнят свои предыдущие жизни и рождаются с определенной программой на эту жизнь, тем самым ненавязчиво показывая, в чем она заключается.

Может быть. Я не знаю эту теорию, но когда-то мы с подружками ходили к астрологу — и мне сказали, что в прошлой жизни я была диктатором.

В тебе что-то есть от диктатора. Но это удивительным образом совмещается еще и с синдромом отличницы. Маша Цуканова училась с тобой в одной школе и любезно передала, что даже в школе ты уже была такой же, как сейчас: серьезной, lady-like и хорошей девочкой.

О нет, только не lady-like!

Но согласись, что даже тогда в тебе был определенный class.

Во мне всегда был определенный class.

Откуда это? Мне кажется, твои коллекции про это, про class. Они о том, что достаточно надеть эту вещь, чтобы почувствовать себя по-другому.

Не знаю, называть ли это снобизмом, но... Я не была леди-лайк, если говорить о внешнем виде, я не придавала этому значения и долго не понимала, что во мне интересует мальчиков. Мне было все равно — я просто дружила с ними, рисовала.
Во-первых, это мой внутренний перфекционизм, во-вторых, семья. Возможно, семья в первую очередь. Я всегда была окружена тем, что называется "классом". Я говорю не о материальном уровне – родители всегда старались привить мне хороший вкус, учили хорошей музыке. Плюс образование, плюс балетная школа в детстве — из этого и формируется ребенок. В школу я поступала уже со знанием английского языка, потому что учила его с трех лет. Даже в малом возрасте я не могла себе позволить быть вне класса. Позже я много об этом думала... Иногда чувствуешь давление, что нужно постоянно держать планку.

У меня похожая ситуация. Мне это понятно. Но, мне кажется, у всех успешных людей должна быть собственная планка.

Да, планка должна быть, но она часто мешает экспериментировать. Я имею в виду отклонения в работе. Даже эксперименты я пытаюсь делать осознанно.

bevza-shapoval-interview 

Какие эксперименты ты недавно проводила?

Например, соединяла минимализм и гранж. Но если это гранж в Bevza, то он может быть только в деталях, в едва заметных нюансах. В чистом цвете, не свойственном минимализму. Например, в желтом. Кому-то этого покажется мало, но все равно это гранж.

Вернемся к снобизму. У многих людей есть о тебе предубеждение, даже у тех, которые тебя лично не знают, – они считают, что ты заносчивый человек.

Заносчивый? Вряд ли.

Но я-то тебя знаю! Почему ты не подпускаешь людей? Тебе они неинтересны?

Во-первых, многие действительно неинтересны, а я стараюсь говорить правду и часто этим раню. Но зачем делать по-другому? Я не умею лебезить перед людьми, это же нечестно по отношению к ним же. Во-вторых, я достаточно застенчива. Плюс у меня есть жизненный опыт. Я обжигалась и не даю себе второго шанса допускать ошибки. Я подпускала людей близко, — в жизни это неизбежно — но часто эти люди меня предавали, и теперь я просто фильтрую ситуацию.

Да, в этом ты права.

Меня на всех не хватит. С каждым клиентом и почитателем мне будет приятно познакомиться, но я не обязана со всеми пить кофе. То, что я должна делать, — делаю. Хорошая коллекция — вот что в идеале должно интересовать и радовать людей.

bevza-shapoval-interview

У тебя есть друзья? У меня складывается впечатление, что их нет.

Знаешь, у меня очень развита интуиция, она никогда меня не подводит, главное — вовремя ее слушать. И я очень критична к людям — с первых минут, секунд разговора начинаю раскладывать все по полочкам. Может, людям надо давать больше шансов, но если бы вокруг меня было бы больше людей, у меня не осталось бы времени заниматься своей жизнью.

То есть ты сейчас в такой ситуации, что не нуждаешься в широком круге близких друзей, нашла гармонию в себе?

Я в общении очень сильно концентрируюсь на людях и ставлю их интересы выше себя. В ответ почему-то ко мне выдвигают повышенные требования и ожидания. И когда я понимаю, что не могу в хорошем смысле их "обслужить", дать им что-то, тогда держу дистанцию.

Что значит "обслужить"?

Дать им то, что они хотят. Люди на меня обижаются, я понимаю это. Реально по причинам, которых очень часто не существует.

Может, они существуют?

Правда, тех причин, по которым люди обижаются, — нет. Может быть, я недостаточно сильно эмоционально открываюсь, но ведь очень многие не знают о моей жизни, о моих делах вне работы, вне тусовки, которые абсолютно с этим не связаны.

Например? Мне кажется, у тебя личное дело — это работа.

Нет. Есть стороны жизни, которые я вообще не озвучиваю.

Это и есть интровертированность.

Да. Я достаточно рано в детстве стала осознанной. Такой случай: в восемь лет у меня был велосипед "Школьник", у нас во дворе в соседнем доме жили дети из неблагополучной семьи, и я всегда предлагала им покататься. Они знали, что велосипед стоит в подъезде и его можно брать в любой момент. Один раз я нашла его во дворе разобранным на мелкие кусочки, покорёженным, в песочнице. Соседи видели, что это сделали эти дети, которых можно было только пожалеть. Но это я сейчас понимаю. Тогда же я почувствовала страшную несправедливость и очень обиделась, потому что я этим ребятам точно ничего плохого не сделала. Неужели они не понимают таких вещей? Я месяц не разговаривала и просто думала. И тогда поняла, что люди бывают разные.

Ты сделала вывод, который повлиял на твою жизнь?

Да, наверное. Но не могу сказать, что таких потрясений в моей жизни было много.

Если говорить о твоем характере, об упорядоченности и четкости — я знаю, что ты каждый день встаешь в 7 утра.

Да, иногда и в 6:40. Но мне бы очень хотелось, чтобы ко мне подошел кто-то из близких и сказал: "Света, пойди отдохни день-два, выключи телефон, уходи, уезжай, спи, мы все сделаем".

Тебе не выносит мозг то, что ты не можешь отключить телефон? Как молодой бренд ты должна работать много и иметь на все ресурс.

По поводу телефона я спокойна. Информацию из телефона обязательно нужно фильтровать — да и я уже давно не в той ситуации, чтобы реагировать на каждый звонок. Я столько набила шишек, столько приобрела опыта, что легко определяю, какой проект мне начинать, куда мне идти, куда не идти, на какой звонок отвечать.

bevza-shapoval-interview

Это круто. А по поводу того, что у тебя появилась семья – что изменилось? Лично я уже полтора года не могу пойти с тобой выпить в бар. Твоя жизнь просто поменялась?

Это нормальная ситуация. Жизнь меняется, это правда. Если говорить о работе, то я морально сама себе отстояла свое детище — свой бренд. В том, чем я десять лет занималась, очень много меня, и я продолжаю делать то, что мне нравится. Но у меня появился прекрасный сын, он невероятный мальчик. С появлением семьи, с рождением ребенка перевернулось понимание ответственности, и вырисовался абсолютно другой смысл жизни. И отношение к работе тоже изменилось в лучшую сторону, в пользу качества. Я трудоголик, но понятие "трудоголик" — это отклонение от нормы. Трудоголизм нужно лечить. "Я люблю работать" — это звучит по-другому. И сейчас я стала любить заниматься своим делом.
Бывают, конечно, сложные моменты, думаю, что любой лейбл скажет, что у нас в стране очень сложно найти хорошего специалиста, который просто сделает то, что ты хочешь. Я до сих пор воспринимаю неудачи коллектива очень близко к сердцу. Я все принимаю близко к сердцу, на самом деле. Поэтому куда мне еще большое окружение людей? Мне нужно просто иногда уйти в себя, подумать, отдохнуть.

bevza-shapoval-interview

Тяжело отдыхать, делая по три, а то и четыре коллекции в год. А еще тяжелее — находить вдохновение каждый раз.

Вся суть во времени. Например, раньше я могла прийти в воскресенье в офис, положить ноги на стол и сидеть, думать, просто ничего не делая. Когда ты ничего не делаешь, тебе тоже приходят свежие идеи. Но теперь я думаю о совсем других вещах. Теперь моя жизнь — режим.

Режим. Как у диктатора?

Нет, я не диктую. Когда есть маленький ребенок, он диктует.

bevza-shapoval-interview

У тебя модель семьи достаточно ретроградная — я знаю, что ты сама готовишь для мужа, успевая при этом делать показы, ездить в Париж и Милан, представляя свои коллекции байерам в шоурумах. В чем секрет?

Для меня организовать показ легче, чем борщ сварить, должна признаться. Но я стараюсь.

Это тоже перфекционизм, но на этот раз семейный?

Я всегда хотела большую семью. До тридцати лет я вообще никогда не готовила. Представляешь, когда ты любишь пуховую перину, а тебе прорубь предлагают. А сейчас я хочу держать этот баланс, я поняла, что для женщины в энергетическом плане он очень важен. Меня с моим характером, который может быть резким, этот баланс, это чувство полноценности, немного смягчили.
Вообще, прозвучит скучно, но семья — это работа. За исключением того, что тут совершенно другой подход. В работе ты четко понимаешь, какой результат хочешь получить и когда – и компромиссов быть не может. Понятно, что когда идеи обсуждаются, то они обсуждаются. Если я и отклоняю идеи, то потому, что они не подходят к результату, а не потому, что они плохие, — просто они не здесь и не сейчас. Я объясняю это всем в коллективе, ведь мы работаем в одной лодке, и тут не главное быть для всех хорошей. 

Ты не всегда nice, это правда. Никто не знает, но у тебя есть татуировка на руке с надписью Queen. Можешь мне не говорить, что это группа.

А почему нет? Я сама нарисовала этот шрифт, она набита белыми чернилами, одним слоем, и она получилась просто светлая... Ты многих знаешь с белыми татуировками?

Это напоминание о том, кто ты?

Конечно. Во-первых, она просто красивая, она мне нравится. Во-вторых, она дает понимание цвета, минимализма и гранжа. Я хотела татуировку, но лично для себя. Королева — это и о манерах, и о восприятии мира.

bevza-shapoval-interview

Ты бы хотела одеть массы в свою одежду?

Я вообще хочу, чтобы лет через десять мой лейбл мог не только зарабатывать, но и откладывать на крутые проекты, чтобы мы открыли собственный foundation, который будет нести правильные ценности в массы. Одежда — это эстетическая ценность.

Плюс уже сейчас я стараюсь выпускать такие базовые вещи, которые можно носить не год и не два. То есть ты инвестируешь в качественную вещь и носишь ее сколько хочешь, потому что пиджак всегда останется пиджаком.

Ну не каждый...

Но ты-то понимаешь, о чем я говорю. Я хочу нести людям некую ценность— даже если только в плане эстетики.

Суть в том, что ты хочешь создать brand value?

Да. Есть лейблы, которые несут ценности до тех пор, пока на первое место не выходит эго дизайнера. Я не имею в виду амбиции — дизайнер без амбиций не создаст ничего стоящего. Но когда речь идет о прославлении своей персоны, об удовлетворении своего личного эго, то таким дизайнерам нужно в шоу-бизнес. Просто есть люди, которые занимаются своим делом, и те, которые не своим.

Почему профессия дизайнера стала такой популярной?

Песню потрогать нельзя, а к одежде можно прикоснуться. Если делить людей искусства на градации, высшими я бы назвала музыкантов. Потому что музыка — это невероятное чудо природы, которое можно воспринимать только на слух. Дизайн — тоже искусство, но прикладное. Почему это популярно? Обычные люди вдруг поняли, что смогут раскрутиться на фоне большого мыльного пузыря в интернете и такие же люди, зависимые от интернета, будут легко их воспринимать. Если сейчас ограничить доступ к инсайдерской информации, к тренд-паллетам, к ревью, не давать полномочий блогерам, это движение притихнет. Зерна отделятся от плевел.

Ты собираешься переезжать в Париж? Или все-таки передумала?

Обязательно. Моим форпостом всегда может оставаться Украина. Но для того чтобы продвигать бизнес за рубежом, чтобы из вкусной конфеты получилась коробка конфет, нужно оказаться там, среди инсайдеров. Быть в этой среде, знать эту среду, и среда должна знать тебя.

Я готовилась к нашему интервью и прочла в интернете твою фразу о том, что ты никогда ничего не просила у людей.

Моя замечательная подруга Света Митрофанова однажды сказала, что за гордыню очень больно бьют по морде. Во мне это есть, но я считаю, что мне это нужно в себе перебороть раз и навсегда.

Это один из самых больших грехов.

А откуда он вообще?

Это амбиции, амбиции дизайнера. Я сейчас шучу, мы говорили с тобой, что дизайнер не может быть без амбиций.

Я же о здоровых амбициях. Мы говорили и про эго, и вот сейчас о гордыне, но это другое. Нужно быть амбициозным — если человек ничего не хочет, не ставит перед собой цель, не держит планку, то он ничего никогда не достигнет. А по поводу гордыни — я работаю над собой.

Ну а через десять лет как мы изменимся?

Через десять лет у нас будет все отлично.


Смотрите также: Вечеринка в честь 10-летия Bevza.