Судя по засилью дизайнерских ретроспектив в музеях, fashion все-таки есть art. Весомый довод в пользу этого утверждения - мероприятие под названием M°BA (Mode Biënnale Arnhem), которое проходит в голландском Арнеме до 21 июля. По форме это аналог Венецианской биеннале современного искусства, но только посвященный моде в самом возвышенно-интеллектуальном ее понимании. При этом, в отличие от съезда любителей совриска в Светлейшей, у fashion-биеннале нет ни конкурентов, ни даже аналогов - пока в масштабах мира это совершенно уникальное явление.

Биеннале моды в Арнеме

Платье "Зевс", Yiqing Yin, 2012  

В этом году M°BA проводится в пятый раз, оставаясь камерным событием «для своих»: список аккредитованной прессы вмещается на страницу формата А4, и украинский Buro 24/7 оказался в нем одним из трех неголландских СМИ. По словам организаторов, главной целью биеннале было и остается поднятие креативного духа жителей Арнема, расширение и углубление их знаний о моде, а также воспитание эстетической толерантности. Вопрос о том, зачем такое углубленное эстетическое воспитание и без того чрезвычайно культурным 150 тысячам жителей города, который известен только тем, что Одри Хепберн училась в местной консерватории с 1939 по 1945 годы, остается открытым.

Биеннале моды в Арнеме

Корсет "Откровение", Tex Saverio, 2011 

В этом году у Арнемской биеннале появился именитый куратор в лице гуру трендсерчинга Ли Эделькорт. Это имя, которое даже в Киеве способно собрать полсотни слушателей на платный семинар, миру моды почти незнакомо: женщина, чьи прогнозы, похожие на полотна Виллема де Кунинга, где каждый видит что-то свое, имеют статус самосбывающихся пророчеств, не фигурирует в фотоотчетах стритстайл-фотографов. Да и взгляд на моду у нее специфический - будто смотрит она с высоты птичьего полета. Но это именно тот ракурс, который нужен масштабному и неожиданно серьезному научно-исследовательскому проекту о несерьезном.

Биеннале моды в Арнеме

Viktor & Rolf, осень-зима 2012-13 

Как и положено куратору, Ли Эделькорт задала тему биеннале - «Фетишизм в моде», взявшись отследить непростые отношения между человеком и вещами. С помощью одежды и аксессуаров мы сознательно и бессознательно сообщаем миру что-то о себе, демонстрируя приверженность определенным артикулам, стилям или цветам. «Я искала связи между тем, что люди носят на себе и в себе. Анализировала наше желание самовыразиться и познать других через одежду и аксессуары, экстремальные проявления человеческого стремления к красоте и одержимость, причиной которой может быть пара туфель или тактильные ощущения от фактуры материала», - поясняет Ли Эделькорт в своем кураторском слове.

Биеннале моды в Арнеме

Как и в Венеции, где в биеннальные месяцы contemporary art обнаруживается за каждым ренессансным углом, организаторы fashion-форума в Арнеме используют уйму локаций: тематические проекты приютили бутики, рестораны, галереи, музеи, церковь и даже зоопарк. По сути, на биеннале попадаешь прямо с поезда: в холле центрального вокзала стоят манекены в авангардных нарядах от студентов академии ArtEZ, одного из самых авторитетных арт-вузов Европы. Главный же проект MºBA разместили в новейшем культурном центре, и открывает его Mood Room - выставка-пролог, где представлены привычный для презентаций Ли Эделькорт мудборд в формате видеоколлажа и несколько арт-проектов, созданных специально для биеннале. В их числе и фотосет Рууд ван дер Пейла «Фетишистский алфавит», где детские мнемонические карточки для запоминания букв выполнены в китчевой эстетике глянцевой обложки.

Биеннале моды в Арнеме

Каждая часть основной экспозиции, едва уместившейся в тринадцати залах, иллюстрирует один из видов фетишизма, который Ли Эделькорт рассматривает с различных сторон (достаточно далеких от общепринятых сексуальных коннотаций). Среди прочего куратор выделила шаманизм, примитивизм, абсурдизм, патриотизм, инфантилизм, нудизм, номадизм, романтизм, регионализм и консьюмеризм, а также обратила внимание на одержимость дизайнеров культурой Японии и всевозрастающий интерес к рукотворным мифологемам (по этой статье, например, проходят фанаты «Игры престолов» и толкиенисты).

Биеннале моды в Арнеме

Помимо одежды, обуви и аксессуаров на выставке представлены фото- и видеоработы, инсталляции, живопись, графика, созданные на 3D-принтерах модели и даже ковры. Знакомых имен в списке участников немного, но все же среди феерических работ студентов и молодых дизайнеров, собранных, кажется, со всего мира, встречаются архивные и современные модели ряда коммерческих и нишевых брендов. Отдельно представлена лондонская SHOWstudio Ника Найта - серией видеоинсталляций, созданных женщинами о женщинах, которые одержимы какой-либо манией. Самая впечатляющая работа подборки - режиссерский дебют Дафны Гиннесс, в сине-зеленых тонах повествующий о помешательстве автора на контактных линзах.

Зрителю здесь важно перестать оценивать экспонаты по шкале "носибельности" и побороть желание их потрогать. Музейное Don't touch! здесь не просто подразумевается, а прописано на стенах крупным шрифтом. Этот запрет очень помогает тому, чтобы мысленно вырвать вещи со знакомыми лейблами из привычного потребительского контекста и поставить их в один ряд с «Джокондой»: в сознании смотрящего босоножки Prada должны покинуть бренный мир сезонных распродаж и приобрести черты непреходящей ценности. Если все получится, то с выставки посетитель уйдет ошарашенным и с пониманием того, что глобальный переворот в мире моды, о котором так много рассуждал в последние годы жизни Александр Маккуин, случится не в Париже или Лондоне, а в таком вот североевропейском Богом забытом месте, где умеют смотреть на вещи из последних коллекций под другим углом.

Биеннале моды в Арнеме

Кринолин и шляпа, Пэм Хогг

Биеннале моды в Арнеме

Биеннале моды в Арнеме

Мудборд куратора выставки Ли Эделькорт Биеннале моды в Арнеме

Биеннале моды в Арнеме

Биеннале моды в Арнеме

Рууд ван дер Пейл "Фетишистский алфавит" 

Биеннале моды в Арнеме

Экспонат выставки Fetishism in Fashion

Биеннале моды в Арнеме

Биеннале моды в Арнеме

Биеннале моды в Арнеме

Биеннале моды в Арнеме

Экспонаты проекта Elevation

Биеннале моды в Арнеме

Экспонат раздела "Романтизм"

Биеннале моды в Арнеме

Bea Szenfeld, 2009

Биеннале моды в Арнеме

Emilia Tikka, 2012 Биеннале моды в Арнеме

Jean Paul Gaultier, осень-зима 1980/81

Биеннале моды в Арнеме

Manish Arora, весна-лето 2009

Биеннале моды в Арнеме

Maryam Kordbacheh, 2011

Биеннале моды в Арнеме

Prada, весна-лето 2013 и Pleats, Pleats by Issey Miyake, 1997

Биеннале моды в Арнеме

Rick Owens, весна-лето 2012