Самое уважаемое аналитическое издание Business of Fashion назвало "Человека года". Человека, изменившего моду в 2016-м, чей творческий взгляд изменил и кутюр, и стритвэр, а подход к работе повлиял на само устройство модной индустрии, — человека, сформировавшего "Новый мировой порядок" и оказавшегося на обложке одноименного февральского выпуска BoF The New World Order. Им стал Демна Гвасалия  грузинский дизайнер, возглавляющий Vetements и Balenciaga.

demna-gvasalia-person-of-2016

Его имя и так было у всех на устах последний год, так что удивляться не будем. Зато, если вы всё не могли понять, что же такого Демна сделал и чем заслужил весь этот неутихающий ажиотаж, Business of Fashion как раз объяснили свой выбор.


1.

Большинство говорит о самой эстетике Гвасалии (и, безусловно, это важно), но отдельного внимания заслуживает операционная модель Vetements. "Vetements был одним из первых брендов, который переосмыслил и рационализировал идею постоянно нарастающей скорости работы модной индустрии",  пишет BoF.

"Вся эта система больше не работала. Между творческим и коммерческим видением больше нет связи, они просто вертятся как порочное колесо, которое убивает и креативность, и бизнес,  говорил Гвасалия в одном из своих интервью. — Мы с самого начала решили, что будем делать только две сезонные коллекции в год, никаких пре-коллекций. Творческая часть должна опережать рынок, предлагать что-то, чего на нем еще нет, бросать вызов и становиться объектом желания, а для этого нужно время".

2.

Чтобы вещи Vetements всегда оставались желанными, братья Гвасалия разработали собственный календарь показов  он никак не взаимосвязан с главными женскими Неделями моды, напротив  шоу происходят в межсезонье. "Летом мы показываемся между мужской и кутюрной Неделями моды, зимой  в конце января. Это значит, что [осенняя] коллекция поступит в магазины максимум в июне, а это продлевает жизненный цикл продукта, позволяет продать намного больше до наступления скидок и облегчает сам процесс производства".

3.

Чтобы добиться такого смещения в графике работы, братья обратились к еще одному тактическому приему: они превратили свою весенне-летнюю коллекцию  2017 в коллаборацию с 17-ю разными брендами, каждый из которых взял производство на себя. Тут Демна проявил и свой невероятный творческий потенциал  доказав, что может по-новому взглянуть даже на такие привычные и устоявшиеся вещи, как классические туфли Manolo Blahnik, джинсы Levi's или пуховик Canada Goose.

demna

4.

Vetements построили свою работу, в частности, на умелом маркетинге. И этот маркетинг проявляется в крутых и ироничных шагах: копировании дизайна Style.com на своем сайте или "официальной коллекции подделок", которую Vetements продавали на Matchesfashion.com.

5.

Гвасалия выстраивает культ вокруг своих продуктов. Он продолжает делать ботинки с каблуками-зажигалками, платья в мелкий цветочек, худи с логотипами и плакатными принтами, в которых с удовольствием появляется и Рианна, и Селин Дион, и Земфира.

6.

Ну и эстетика — мы должны были к ней вернуться. "Гвасалия  это Маржела сквозь взгляд человека с постсоветского пространства, для которого челноки и их сумки, вещевой рынок "Лужники", "леопард", "китайский пуховик", "зимние сапоги" и прочие "районы  кварталы  жилые массивы"  это не прикольная экзотика, а часть детского опыта, практически почва и судьба. То есть это Balenciaga, увиденный парнем из постсоветского мира, выучившимся в Антверпене и работавшим в студии Maison Martin Margiela. И в этом соединении  его сила и его собственный оригинальный контекст, куда он и помещает какие угодно цитаты (очень, кстати, грамотно и дозированно)", — пишет колумнист Buro 24/7 Елена Стафьева. Этим он и берет, этим и покоряет сердца, этим заседает в голове. 

Дебют Гвасалии для Balenciaga был ровно тем, чего от него ожидала индустрия: дизайнер смог проанализировать наследие исторического модного дома, "выцепить" те ноты, которые близки ему самому, и развить их в собственном направлении. Он сделал коллекцию, от которой веяло "правильностью", кутюром, чистотой творческого замысла, но которую легко представить в реальной жизни на улицах города.  

demna-gvasalia-person-of-2016

Гвасалия до того проникся баленсиаговскими экспериментами с пропорциями, объемами и силуэтами, что на этих же приемах выстроил и мужскую коллекцию, — и она тоже была "правильной". До того правильной, что сейчас его имя уже не подвергается ни малейшему сомнению,  Демна стал не просто важным дизайнером, а человеком, установившим "новый мировой порядок", — человеком, которого цитируют, копируют и наследуют.

demna-gvasalia-person-of-2016

Смотрите также: Демна Гвасалия: "Vetements  это как парламент".