Накануне первой украинской Fashion's Night Out главный редактор Vogue Маша Цуканова рассказала Buro 24/7 о неофициальной годовщине журнала, профессионалах в глянцевой журналистике и, конечно же, о главном модном событии осени.

Buro 24/7: Маша, поздравляем вас: в сентябре исполняется ровно год, как вы начали работать в новой должности. За этот год журнал Vogue стал главным ньюсмейкером украинского медиа: в первую очередь благодаря запуску, во вторую - по причине нашумевшей продажи акций издательского дома UMH. Как эта сделка отразилась на команде Vogue?

Маша Цуканова: Мы с интересом наблюдаем за ходом сделки. В нашем случае она не завершена: как известно, мы не просто продукт UMH, мы - продукт UMH и Condé Nast. И для того чтобы передать права на Vogue третьему лицу, нужно согласие Condé Nast. Они очень ответственно относятся ко всем журналам, которые выпускаются по их лицензии, поэтому пока все до малейшей запятой не утвердят в центральном офисе, по нашему журналу сделку не закроют. Что бы ни случилось, мы остаемся редакцией украинского Vogue, мы работаем, у нас прекрасное настроение и грандиозные планы.

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: Какие успехи за этот год отмечаете?

М.Ц.: Мы здорово встряхнули рынок, и это огромная наша заслуга. Мало того что появился еще один хороший журнал Vogue Украина, другие журналы стали значительно лучше и интереснее. И это очень позитивные последствия как для страны, так и для украинской модной индустрии в частности. Мы показали украинской читательнице, что глянцевый журнал о моде может быть не только потребительским каталогом, но и фантастическим ресурсом информации о стиле, вкусе, новом позиционировании себя в этом мире, более успешном и независимом.

Ирина Данилевская (организатор Ukrainian Fashion Week. - Прим. ред.) говорит о том, что мы приложили все усилия, чтобы Vogue перестали называть глянцем, имея в виду, что это не журнал для того, чтобы выключить мозги, а наоборот - чтобы включить. Многие говорят, что у нас хорошие тексты, потому что, как известно, у меня текстовый бэкграунд.

Таких съемок, как у нас, раньше никто не проводил в Украине. Мы расшатываем стереотипы, которые сложились у читательниц за последние 10 лет. Vogue выводит украинский глянец на международный уровень. Тот же Fashion's Night Оut, который мы проводим 4 октября, - еще одно средство напомнить маркам о том, что Киев - интересный город и в нем жизнь не ограничивается походами за покупками; мы готовы рассматривать моду шире, серьезнее, играть с нею и радоваться не только скидкам, но и новым коллекциям. Одним словом, мы проводим колоссальную работу на всех уровнях. 

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: А какие из своих ошибок на посту главного редактора по прошествии времени можете признать?

М.Ц.: Думаю, что я смогу составить какую-то энциклопедию промахов, но не сейчас, а, может, к третьему или четвертому году нашего существования, когда появится какое-то расстояние между объектом и смотрящим, потому что пока все произошедшее кажется очень близким. Весь прошедший год я воспринимаю как «здесь и сейчас». Для меня год назад - как будто вчера, а полгода назад - это еще сегодня утром. Поэтому я не могу пока отдалиться и с высоты прожитых лет посмотреть на свои ошибки. Спросите через три года, я уверена, много чего можно будет сказать.

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: Главный редактор американского Allure Линда Уэллс тоже, как и вы, пришла из газеты. Она в свое время внедрила принципы газетного журналистского расследования в глянец. Что из газеты привнесли вы? 

М.Ц.: Что касается журналистского расследования - это вообще моя страсть, как и любого журналиста, я думаю. И первое, что я сделала в украинском Vogue, - написала о собственных ощущениях от заморозки яйцеклеток, и от этого текста все вздрогнули. Для меня сложилась невероятно удачная ситуация, потому что Vogue - журнал про опыт от первого лица, про максимально концентрированную информацию в максимально сжатом тексте, про глубокий анализ явлений и личностей - Vogue славится ровно тем же подходом к журналистике, что и серьезные газеты. В Vogue работают по тем же принципам: персональный опыт, история от первого лица, своевременная подача информации, обязательные инфоповоды, безупречный русский язык, лаконизм, чистота, уважение к читательнице, отсутствие бессмысленных заигрываний с ней, предельная полезность каждой картинки, каждой строчки - в этом смысле стандарты Vogue и мой семимилетний опыт в ежедневной газете сложились, как пазл. Я, как и любая украинская девушка, в оценке глянца ориентировалась на наши местные журналы. И для меня было большим открытием, сюрпризом и радостью узнать, что можно оставаться серьезным журналистом, работая в журнале о моде. Здесь это даже еще важнее, ведь в газете таких, как ты, много, поэтому тебя можно в любой момент заменить, а в глянце людей с этими принципами единицы, и мы просто на вес золота.

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: Должность главного редактора глянцевого журнала предполагает совмещение двух профессий: журналиста-руководителя или же стилиста-руководителя. Ваш вариант - первый. Что преобладает в этом тандеме?

М.Ц.: Тут ни для кого не секрет, что меня нанимали как профессионального пишущего автора, и было бы глупо, взяв на работу человека с определенными талантами, закопать эти таланты в землю. Главный редактор не обязательно менеджер, который сидит за столом, перекладывает бумажки, отвечает на письма и ходит на встречи. Главный редактор очень часто проводит съемки, если, например, он раньше работал стилистом. Пишущий главный редактор, возможно, попадается чуть реже, но абсолютно естественно, если он и на более высокой должности продолжит писать. Если бы жизнь позволяла, я, быть может, и вовсе не делала бы карьеры, а занималась сочинительством: писала бы книги, рассказы, работала бы корреспондентом, проводила журналистские расследования, но в этом случае, наверное, мне в Украине пришлось бы голодать. Поэтому большой плюс моей дисциплине и ответственности за то, что они позволяют мне делать карьеру и работать редактором, но в то же время не забрасывать любимое ремесло - оно мне дорого, это моя любовь и страсть. Что бы ни было напечатано на моей визитной карточке, автором я останусь всегда. 

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: Кто повлиял на ваше становление как автора?

М.Ц.: Еще студенткой я попала в газету «Понедельник», где меня учил писать Казбек Бектурсунов. Затем был «Коммерсантъ», где я вначале была репортером и писала на социальные темы. Когда ты попадаешь в «Коммерсантъ», у тебя просто нет другого пути: ты либо делаешь это хорошо, либо не делаешь вообще. Поэтому семь лет в этой газете - такая школа, которую из тебя огнем ничто не выжжет. Через год после запуска «Ъ» мы открыли «Ъ-Weekend». Здесь я научилась доносить информацию не только сухо и серьезно, но и в более легкой, игривой манере. Так что тут мне невероятно повезло - у меня широкий спектр возможностей. А Vogue нужно и то и другое: есть подписи в три строчки, и эти три строчки должны быть не в бровь, а в глаз; а есть тексты на двадцать тысяч знаков, и тут совсем другая манера изложения. 

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: Главные редакторы стремятся сделать свой продукт уникальным. Но при этом есть некая ролевая модель. Для вас какие журналы являются примером?

М.Ц.: Мне очень нравятся британский и американский Vogue. Британский - за их фантастические чувство юмора, умение работать со сложными темами легко и, с одной стороны, заинтересовать читателя, с другой - не шокировать его. Они умеют вложить в страницу огромное количество информации, в том числе и визуальной, но при этом никого не закачает. Это своего рода калейдоскоп, и потому он такой популярный. Америка более спокойная и гладкая. Но вместе с тем они идут вперед, показывая, что материал про детей-инвалидов - это тоже может быть Vogue. Умению говорить на сложные, пограничные и болезненные темы я учусь у американцев. Наша команда моды, естественно, восхищается французским и японским Vogue.

У всех свои сильные стороны. Мы с удовольствием и уважением следим за русским Vogue. Сравниваем, кто в каком номере что дал и как повернул ту или иную тему. Темы, естественно, пересекаются, но я изначально хотела, чтобы мы были украинским журналом, и Condé Nast нас всячески поддерживали. Нет ничего более местечкового, чем делать вид, что ты принадлежишь не к тому месту и времени, к которому принадлежишь. А находить темы, интересные для Украины, и расширять шаблоны - вот это на самом деле круто. Мы с самого начала взяли такой вектор, и он настолько выстроил путь нашего журнала отдельно от всех остальных Vogue и русского в частности, что нам не надо прикладывать каких-то специальных усилий, чтобы отличаться.  

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: Как вам это удается? Ведь, как известно, новым международным изданиям всегда легче синдицировать, чем сразу переходить на собственный контент. Особенно это касается моды.

М.Ц.: Для этого достаточно взять, к примеру, британский Vogue, прочитать c точки зрения украинской читательницы любой материал и понять, что он не имеет к тебе никакого отношения. Даже если ты богатая, успешная женщина и много путешествуешь - он не для тебя сделан. Если мы не хотим, чтобы журнал вызывал отторжение, он должен разговаривать со своей читательницей на одном языке. Возьмем, к примеру, тренд пальто: британка пошутит и приведет примеры, которые никогда не приведет украинская женщина. Даже на этом уровне мы стараемся не синдицировать. А что касается тем и героев - ну у кого мы возьмем Тину Кароль? Если говорить о съемках, то со второго сезона мы начнем ставить одну-две синдицированные съемки, но, конечно, не в главных номерах года.

Если бы мы с самого начала не заявили о себе как о журнале, который делает максимум своих съемок, обложек, героинь, на нас никогда бы не посмотрели за рубежом как на взрослый Vogue. Есть опасность, находясь в маленькой стране c небольшим рынком и бюджетами, потерять авторитет, так и не успев никому ничего доказать. И тогда у тебя никогда не будет хорошей одежды на съемках, хороших фотографов, стилистов, моделей. Мы не хотели и не могли себе этого позволить, нам нужны звезды, а для этого необходимо было с самого начала занять четкую позицию и громко заявить о себе: мы не собираемся спекулировать на имени Vogue и продавать синдикации под видом большого бренда. Мы собираемся по-честному работать. Никому из профессионалов, которые согласились сотрудничать с нами за границей, не стыдно. И возможно, мы не посулим им такого гонорара, как американский Vogue, но у нас они почувствуют возможность самовыразиться, сказать о главном.

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: Condé Nast - это, с одной стороны, ключ от всех дверей, а с другой - сводка жестких правил, отступать от которых строго запрещается. Позволяете ли вы себе творческие «шалости» в таких рамках?

М.Ц.: Смотря что называть «шалостями». У нас есть layout, и тут уже никаких шалостей не будет. У нас есть понятная стилистика, базовые принципы. К примеру, в Vogue нет формата QA, интервью с героями подаются как очерк, аналитический материал. Что касается отклика на запрос времени - никаких ограничений нет. Все, что важно, интересно людям, может оказаться в Vogue, каким бы смелым оно ни показалось.

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: Как вам кажется, по прошествии времени рынок действительно оказался готов к Vogue?

М.Ц.: Да, безусловно. С момента, когда UMH объявили о контракте с Condé Nast, и до выхода первого номера только и было разговоров, что о запуске Vogue. Конечно, нас ждали. Мы вышли, люди продолжают разговаривать, интересоваться, спорить и обсуждать, а это значит, что мы попали в нужную точку. Рынок был готов. 

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

 

Buro 24/7: Несмотря на присутствие главных глянцевых игроков, не секрет, что на украинском рынке модной журналистики большой недостаток профессиональных кадров.

М.Ц.: Уровень украинских журналистов будет расти с каждым годом. Я выхожу вечером поужинать или в выходной день за продуктами и, оглядываясь вокруг, вижу столько красивых людей. Этого не было еще несколько лет назад. Чем больше мы видим, слышим, путешествуем (тому же Интернету за это спасибо), тем выше становится уровень нации. Благодаря огромному потоку информации ты уже не станешь читать плохой материал, ведь тебя ждут еще 15 других, хороших. И если ты читаешь и смотришь то, что сделано классно, то уже самому сделать что-то плохо стыдно. Количество постепенно переходит в качество. Я уверена, через несколько лет появится крутое поколение специалистов в глянцевой сфере. Я с большим удовольствием это предвкушаю, потому что, конечно же, на рынке не хватает здоровой конкуренции. Специалисты, которые знают, что они хороши, спокойно существуют в этой зоне комфорта. Когда новое поколение придет и припугнет их, вот тогда начнется настоящий рок-н-ролл.

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: После фильма "Дьявол носит Prada" молодые девушки штурмом начали брать факультеты журналистики и редакции глянцевых изданий. Столкнулись с этим?

М.Ц.: Иногда на улице ко мне бросаются. Это, конечно, очень мило... Штат у нас небольшой - около 20 человек, есть ассистенты, и редакции пока этого хватает. Нам не нужны эти бесконечные мальчики и девочки, которые приходят и говорят: «Давайте, я у вас тут буду чашки мыть». Но если появится человек, который что-то, неважно что, делает лучше всех, действительно у него талант и дар, то, конечно, такого человека мы не пропустим. Для этого необходимо принести свое портфолио, показать работы. И не наглостью брать, как некоторые пытаются делать. Vogue - это все-таки очень хороший журнал, и нам нужны кадры высокого уровня, а когда человек приходит с улицы, он и начинает делать журнал с улицы.

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: Офис Vogue находится в историческом сердце Киева, возле Андреевского спуска. Количество туристов не утомляет?

М.Ц.: Нет, только колокола все время звонят. Я до сих пор удивляюсь тому, что бываю на Андреевском спуске не потому, что приехала сюда на прогулку, а потому, что я здесь работаю. А еще я заметила интересное явление: часов в 5 вечера над Андреевской церковью собираются вороны и минут 10 исполняют фантастические фигуры, а потом так же неожиданно исчезают. Прямо мистика какая-то.

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

У нас потрясающий офис с камином и летней террасой. Когда мы готовились к запуску, то все время обещали себе, что вот наступит лето и мы будем устраивать коктейли на террасе, но за год так никто туда и не вышел. Но я не теряю надежды, что мы будем использовать этот офис на полную с вечерами у камина и коктейлями на террасе. 

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: Наступила эра Интернета, все говорят о конце глянца. В связи с этим журналы уделяют особое внимание своим цифровым версиям. Некоторые главреды влияют на политику управления одноименными сайтами изданий, некоторые - не вмешиваются. Вы к каким принадлежите?

М.Ц.: У нас есть редактор и менеджер сайта - большие молодцы, они члены команды, это одна и та же структура. Наши авторы, которые работают в журнале, они же и контрибьюторы сайта, так что все трудятся в одной связке. Если говорить о слиянии глянца и digital, то, конечно, оно происходит. Но если digital рано или поздно убьет газету, то журнал он, скорей всего, не убьет, или это произойдет значительно позже. Потому что, как показывает практика, удобнее с помощью телефона или iPad читать текстовые новости, но когда дело касается красоты, fashion-story, картинок, их читатель предпочитает видеть на бумаге. Естественно, они будут сосуществовать, но пока смерти глянца мы не увидим.

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова

Buro 24/7: Что нас ждет 4 октября на Fashion's Night Out?

М.Ц.: В этот вечер в магазинах по всему городу с 7 вечера до 12 ночи пройдут праздники. Можно выбрать любимый магазин и пойти туда, но я бы советовала набраться сил и постараться успеть везде. Например, мы с командой светских девушек будем в этот вечер ездить по такому маршруту: стартуем в празднично украшенном «Пассаже», где будут лаунж-зона и диджеи. Меня особенно подкупило, что в магазинах Helen Marlen 2 будут делать временные татуировки. Потом мы едем в Sanahunt, где запускаем колесо фортуны со скидками и призами. Оттуда отправляемся в "Мандарин Плаза", где мы с идеологом MBKFD Дашей Шаповаловой вручаем призы победителям конкурса designit. Там же состоится открытие новой части Helen Marlen Mandarin. Наконец, мы приедем в "Океан Плаза", где в этот вечер пройдет показ украинских дизайнеров с Ukrainian Fashion Week. Это праздник новых коллекций, он открыт для всех, кто любит моду и шопинг,  прийти сюда выпить шампанского, потанцевать и познакомиться с командой украинского Vogue может каждый. У нас в октябрьском номере есть приложение с гидом по Fashion's Night Out, а на vogue.ua можно найти подробную информацию о том, что готовит гостям тот или иной магазин.

Интервью Buro 24/7: Маша Цуканова