Если подходить к определению "мода" как к понятию социально-культурному, то с украинской модой примерно как с украинской литературой — бессмысленно само словосочетание, нет никакой национальной моды в Украине. Есть мировая мода, живая и пульсирующая в огромном культурном пространстве, и есть дизайнеры различного происхождения, которые эту моду лепят и формируют. Те самые, кто, собственно, решают и определяют, будет ли носиться короткое и широкое, черное и белое или на плоском ходу. Определить степень мирового влияния дизайнера проще простого: если копии его вещей продаются в H&M или Zara, значит, действительно дизайнер мирового уровня. Вопрос в том, что в Великобритании или в Италии таких, влиятельных, больше десятка, а у нас, строго сказать, только Вита Кин, которая переодела весь модный бомонд в вышиванки, закрыв этот вопрос очень и очень надолго.

Если же рассматривать моду как бизнес, то тут, как ни странно, есть отрадные изменения к лучшему — крохотные, заметные тем, кто давно держит руку на пульсе, но вместе с тем, да, есть. Вырисовывается будущая структура будущего бизнеса, запускаются микроцехи по пошиву, имеются байеры, имеются магазины, появляются агенты, готовые бдительно лелеять, взращивать и унавоживать таланты, и из-за отдельных талантов случаются уже и конфликты интересов, интриги, скандалы, расследования. То есть все по-взрослому.

Возьмем те же площадки для демонстрации новых коллекций. Шаг за шагом, кусочек за кусочком, мучительно, с болью, украинская Неделя моды избавляется от первоначального своего значения  светского мероприятия. Да, отдельные конъюнктурщики продают билеты на свои шоу, да, в толпе хватает людей в мехах, но в целом и в общем  публика куда больше в теме. Впрочем, хороший тон требует от дизайнеров продемонстрировать некоторую независимость, альтернативный вкус, смелость мысли, полет фантазии, да и стесняются некоторые того, что показываются на UFW, а не NYFW, например  поэтому все чаще ищутся новые локации для представления общественности новых вещей. Это, в принципе, верно  формат подачи несет определенный посыл. И поэтому Артем Климчук свою эстетскую коллекцию, вдохновленную выгодной темой "небо-самолет-девушка", продемонстрировал на вертолетной площадке, а хулиган Саша Каневский поместил ушастых и кружевных моделей в холодные полузаброшенные коридоры второго этажа Мистецького арсенала. Юные и дерзкие Жан Грицфельдт и Иван Фролов подчеркнули театральность своих коллекций соответствующими локациями: нельзя не согласиться, что подмостки  самое лучшее обрамление для бархата, органзы и шелковых кружевных комбинаций. Ирина Каравай не изменила экотеме, проведя камерный показ элегантных вариаций на тему национального костюма в веганском кафе. Команда Лили Литковской выбрала для демонстрации новой коллекции универсальный магазин, ну а Светлана Бевза устроила целых два показа в помещении КАМА, подчеркнув деловой подход к творчеству, несмотря на общий минималистический романтизм показанных вещей.

Все хотят жить, работать и продаваться  коммерческий подход правит бал в поле украинской моды. В наше сложное время любая ошибка так же фатальна, как для сапера, а потому украинские дизайнеры, как правило, опасаются экспериментов, предпочитая проверенные приемы  свои и чужие. Скажем, безусловно сильная коллекция Лили Пустовит практически вся была построена на ключевых составляющих ее стиля, проверенных и любимых публикой.

Безусловно, украинские дизайнеры внимательно изучают мировые модные тенденции. Местами кто-то чересчур увлекается. Местами это просто вдохновение. 

Одно дело, когда речь идет именно о следовании самым свежим трендам мировой моды  к примеру, LAKE показали дивную, исключительно продуманную коллекцию, построенную на чрезвычайно актуальной испанской теме, но при этом фирменный почерк угадывается в каждой детали, и вообще это одна из лучших коллекций бренда.

Совсем другое дело, когда имеет место быть откровенный плагиат,  не будем тыкать пальцем, но пусть замешанным станет немножко стыдно.

По понятным причинам всей этой истории немножко не хватало дерзости и правильного сумасшествия. За редким исключением: помянем здесь добрым словом инопланетных чебурашек Каневского и пайетки Литковской. Они хорошие.

 

Смотрите также: Специально для Buro 24/7 Саша Серафимович сфотографировала украинских дизайнеров до и после их показов в рамках UFW.