Не первый год ведутся споры о роли и назначении коллекций haute couture. Сложно смириться с тем, что высокое портновское искусство сегодня существует исключительно для красных дорожек и повышения продаж косметики. Но все же говорить об экспериментальности современного кутюра, в котором зачастую все сводится к количеству перьев и часов ручной работы, затраченных на их пришивание, тоже не получается. Благо, результат этих титанических трудов все еще достоин изучения и восхищения. На минувшей Неделе высокой моды в Париже Buro 24/7 нашло семь поводов поразмыслить и полюбоваться.

Спорт-кутюр

Движение за омоложение клиентуры кутюрных ателье вышло на новый уровень - в этом сезоне средние показатели длины рукодельных платьев и высоты каблука достигли рекордных минимумов. Ведущие дизайнеры задали тренд на спорт-кутюр: едва ли не главной новостью Недели стали кроссовки у Chanel и тапочки для дайвинга у Dior. Кроссовки были сшиты в старинном обувном ателье Massaro, принадлежащем Chanel, на каждую пару из капризной кожи питона было затрачено 30 часов работы. О том, кто расшивал пайетками и кристаллами эластичный верх "диоровских" аквакроссовок, не сообщается, но они и без того произвели достаточный шумовой эффект.

Неделя высокой моды в Париже, весна 2014: итоги

Chanel Haute Couture, Christian Dior Couture

История искусства

Каждый сезон кто-то из дизайнеров непременно напоминает о том, что кутюр - это не просто красивые платья, но еще и искусство высокого шитья, родственное всему  великому, что лучшие представители человечества успели наваять. На минувшей Неделе свои познания в области истории изобразительного искусства продемонстрировали создатели коллекций Valentino и Maison Martin Margiela. Первые были привычно изящны, выбрав в качестве сюжета для вышивки на тематическом "райском" платье работу мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха-старшего "Адам и Ева". В МММ же были привычно концептуальны, скроив пальто oversize из антикварного ковра, созданного по рисунку из таитянского цикла постимпрессиониста Поля Гогена.

Неделя высокой моды в Париже, весна 2014: итоги

Valentino Couture, Maison Martin Margiela

Бабочки

Тонкие материи любят тонкие изящные темы, поэтому бабочки служат бесперебойным источником питания дизайнерских фантазий. В этом сезоне крылатых насекомых на подиумах было особенно много, и их впору записывать в тренд. Алексис Мабий посвятил свою коллекцию белым бабочкам, Жан-Поль Готье воспел ярких тропических, а Ицинь Инь - невзрачных ночных мотыльков и моль. Бабочки послужили декором и одной из самых запоминающихся вещей в коллекции Valentino: чтобы густо расшить ими легкое пальто округлого силуэта, понадобилось несколько сотен шелковых пар крыльев и порядка 500 часов работы.

Неделя высокой моды в Париже, весна 2014: итоги

Alexis Mabille, Jean Paul Gaultier Couture, Yiqing Yin

Опера и балет

Многие дизайнеры успели опробовать себя в создании театральных костюмов, и некоторые - как в этот раз Viktor & Rolf - выводят театр на подиум. Их посвящение балету демонстрировали танцовщицы Голландского национального балета, которых Виктор Хорстинг и Рольф Снорен обшивают для новой постановки. Умная коллекция-концепт состояла, скорее, из иллюзий, чем из реальных вещей: в умении работать с trompe l'oeil дуэту давно уже нет равных (вот уж кому нужно было бы доверить воскрешение модного дома Эльзы Скиапарелли, которая в свое время ввела эффект "обмана зрения" в моду!). В свою очередь, на показе Valentino, чья коллекция была посвящена опере, обошлось без реальных див (хотя это был бы настоящий вызов для дизайнеров), но все же это был настоящий гала-концерт. Открылся он отрывком из "Травиаты" на юбке, а продолжился "Лоэнгрином", "Богемой", "Лакме", "Кармен", "Набукко", "Мадам Баттерфляй" и "Аидой". Ведущие партии достались лучшим моделям современности: кастинг у Valentino был как всегда на высоте. 

Неделя высокой моды в Париже, весна 2014: итоги

Valentino Couture, Viktor&Rolf

Музы из музыки

Музыка и мода всегда шли рука об руку, а на Неделе высокой моды в Париже источником вдохновения дизайнеров стали не очередной гранж или панк, а сильные образы всемирно известных исполнителей. Так, Донателла Версаче выбрала себе в музы Грейс Джонс, образ которой, умноженный на женственность в стиле Versace, угадывался в удлиненных капюшонах, глубоких декольте и платьях-бюстье. Узнать вдохновителя Бушры Джаррар было также несложно: повседневный кутюр, в который свято верит дизайнер, обернулся косухами в виде курток и жилеток, крашеным мехом, брюками клеш и многочисленными блестками. Ничего не напоминает? Правильно, Элвис всегда с нами.

Неделя высокой моды в Париже, весна 2014: итоги

Atelier Versace, Bouchra Jarrar

Главные дебюты недели

Этот сезон без преувеличения был особенно ожидаем по двум причинам. Во-первых, дом Эльзы Скиапарелли, наконец-то, обрел дизайнера и представил первую коллекцию haute couture во главе с Марко Занини. Рассуждать об уместности дизайнера в этой должности пустились многие критики, WWD без труда нашел типичные гальяновские мотивы и с трудом рассмотрел сюрреалистичное наследство Эльзы, а вот Сьюзи Менкес, напротив, одобрила попытку Занини "создать одежду, пригодную для современного 21 века, но в то же время сделать ее кутюрной". Усидел ли дизайнер на двух стульях, рассуждать, впрочем, рано - коллекция pret-a-porte в феврале покажет. А вот работа Хуссейна Чалаяна для Vionnet ознаменовалась тонкой линией между индустриальным дизайном Чалаяна и нео-классическим кроем по косой Мадлен Вионне. Полупрозрачные облегающие длинные платья из органзы, искусная драпировка и плиссировка в миксе с пластиковыми проводами порадовали не только зрителей, но и саму владелицу дома Гогу Ашкенази.

Неделя высокой моды в Париже, весна 2014: итоги

Schiaparelli Haute Couture, Vionnet

3D-аппликации

На фоне тех, кто считает, что кутюр может быть пригоден для повседневной жизни, все же остаются дизайнеры, которые по-прежнему заняты искусством швейного мастерства, нескромно хвастаясь сотнями часов, проведенных мастерицами над вышивками и отделками. И если Раф Симонс взял курс на омоложение бренда и велел швеям с авеню Монтень расшивать микрокусочками ткани, бисером, бусинами и пайетками не только платья из органзы, но и аквасникеры, то Джамбаттиста Валли остается верен традициям: фееричные кутюрные платья, скрупулезно расшитые вручную объемными лепестками-пайетками, можно долго рассматривать, восхищаясь профессионализмом парижских "маленьких ручек".

Неделя высокой моды в Париже, весна 2014: итоги

Christian Dior Couture, Giambattista Valli Couture