"Бабочки эти... Зачем они здесь?.. Это чушь какая-то!" — громко возмущается ирландский гость французской столицы, которого в Les Arts Décoratifs явно привела жена, благоговейно залипшая у витрины в самом начале выставки Dries van Noten: Inspirations. Его буйное непонимание отскакивает от невидимых в полумраке стен и рикошетит в группу товарищей, собравшихся вокруг человека в спортивном пиджаке из крупного твида. На чужое непонимание человек этот реагирует ироничным: "О! Вам непременно нужно понять, для этого мы все это затеяли". И, улыбнувшись, Дрис ван Нотен продолжает на шершавом фламандском объяснять группе соотечественников тернистый полет собственной мысли от великолепной антверпенской Мадонны середины XV века к цветовой гамме платьев из памятной весенне-летней коллекции 2009 года.

Dries van Noten

Собственно, идея нынешней выставки и заключается в том, чтобы продемонстрировать стороннему наблюдателю из какого сора рождается вся эта подиумная поэзия. Такой себе мудборд в натуральную величину и в 3D: с одной стороны видно, что художника иногда вдохновляют самые простые вещи, мимо которых не проходили и его предшественники по хронике "Мода ХХ века", а с другой — что автора цепляют моменты, мимо которых многие прошли бы и не обернулись. Где-то дизайнер отталкивается от понятий абстрактных, таких как, например, жест или индивидуальность. Где-то идет в лобовую, прорабатывая силуэт, крой, детали или элементы декора, раздразнившие ум, сердце и любопытство.

Dries van Noten

Результаты этой работы разума и чувств впечатляют особо, если понимаешь ход процесса: на каждую коллекцию тратятся совершенно немыслимые для сегодняшней фэшн-индустрии время и усилия. Идея оформляется в текстуры и принты для тканей. Дальше — антверпенское ателье с кордебалетом конструкторов и закройщиков. Затем — вышивка и прочие декоративные работы, которые в основном производятся в Индии. После — сборка и отладка, примерки и, наконец, шоу. Четыре коллекции в год — всего лишь четыре и целых четыре одновременно. Если смотреть внимательно, а не как обычно смотрят дизайнерские выставки, то можно заметить, что у Dries van Noten мужские и женские коллекции одного сезона имеют общую тему: как настоящий художник ван Нотен работает циклами.

Dries van Noten

Выставка заняла два этажа музея, расквартированного в Лувре. То есть бельгийский дизайнер мог бы сказать, что его творения висели рядом с "Джокондой", и это была бы правда. Вот только он не скажет, это было бы неэлегантно, а ван Нотен неэлегантно не умеет, и Dries van Noten: Inspirations и об этом тоже. Экспозиция выстроена тематически, и каждой теме отведено ровно столько места, сколько она занимает в творчестве дизайнера. Некоторые из них затерты донельзя, другие относятся к "низким жанрам", и то, с каким иезуитским изяществом автор работает с эстетикой панка или болливудских фильмов похоже на шахматную партию гроссмейстера с мегакомпьютером. Хичкок? Да. Но только в виде анилиновой сини из сцены на крыше в "Вертиго", разлитой на флористические принты в осенне-зимней коллекции 2010 года.

Dries van Noten

Самые объемные разделы посвящены саду, дендизму, Востоку и испанской культуре, — это магистральные темы, к которым дизайнер то и дело возвращается нехожеными тропами ассоциаций третьего порядка. Разделы разбиты на подразделы, упакованные в одну-две витрины с вещами разных лет и сопутствующим товаром — живописью, графикой, фото, объектами, скульптурой, видеозаписями перформансов, фрагментами фильмов, архивных видеозаписей и, конечно, винтажными одеждами из собрания Les Arts Décoratifs. Грандиозный плащ-капот от Кристобаля Баленсиаги, фетровая корона Британской империи от Вивьен Вествуд, вечернее платье из рытого бархата от знаменитых некогда сестер Кайо, в чьем ателье начинала Мадлен Вионне, и собачье пальтишко-плед авторства Карла Лагерфельда из коллекции 1987 года — здесь все это сырье для чужого вдохновения или элементы иллюстрации контекста.

Репортаж: выставка Дриса ван Нотена в Les Arts Décoratifs

Принтам, которыми известна марка Dries van Noten, на выставке уделяется не так уж много внимания, хотя по ним вполне можно написать увесистый научный труд и собрать искусствоведческую конференцию. Но и без того выставка получилась достаточно утомительная, но только для того редкого зрителя, которого повседневная жизнь и скорбный труд тутового шелкопряда интересует куда больше, чем шелковые каре со скидкой.

Выставка продлится до 31 августа 2014 года.