Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика

Поиск

Настоящие 90-е: Стиль в фильме "На игле"

Конфликт между реальной жизнью и поп-культурой

Настоящие 90-е: Стиль в фильме "На игле"
Как зауженные джинсы Марка Рентона повлияли на всю модную эпоху

Cool Britannia, посттэтчеровский феномен подъема молодежной культуры 90-х, был сделан руками юных неудачников. В эти годы зарождается брит-поп, 15-летняя Кейт Мосс с рабочей лондонской окраины появляется на обложке уже тогда культового журнала The Faсе, а юный выпускник Saint Martins Александр Маккуин в нелепой рубашке заявляет на весь мир: "Я — это 90-е". Примерно в те же годы по книге никому не известного молодого автора Ирвина Уэлша снимают фильм.

trainspotting-style

Кейт Мосс, 1990; Александр Маккуин

Премьера фильма "На игле" состоялась в 1995 году. Несмотря на то что выход этого кино пришелся аккурат на расцвет поп-культурного феномена Cool Britannia, его герои далеки от британской молодежной культуры и концертов группы Oasis. Действие разворачивается в конце 80-х годов, во времена, когда культ секса и эксцессивного гламура был прочным глянцевым фасадом для социального кошмара: эпидемии СПИДа, наркомании и безработицы. Мир моды и реальный мир, такой, каким мы видим его на примере люмпенов из Эдинбурга, существовали параллельно друг другу. 90-е же ознаменовали собой кризис сознания в поп-культуре, когда искусство и действительность слились воедино, продуктом чего и стал фильм "На игле" — вроде про конец 80-х, но на самом деле символ 90-х.

Стилистика "На игле" как раз во многом отражает конфликт между реальной жизнью и поп-культурой. Рентон и его друзья не глядя меняют телевизор, по которому крутят рекламу, на наркотики и пластинки Игги Попа. Нигилизм главных героев "На игле" во многом отразился в их внешнем виде, который собрал в себе все главные культурные приметы в стиле 90-х, которые сейчас уже вошли в мейнстрим.

trainspotting-style

Игги Поп; кадр из фильма "На игле", 1995


Гранж

Стиль "На игле" нельзя охарактеризовать однозначно, но все его составляющие как раз и создают тот самый гранжевый аллюр, который так хочется повторить. Да, гранжевый стиль проще всего ассоциировать с фланелевыми рубашками, но в целом гранж — это об антиконсюмеризме. Как направление в рок-музыке он появился в Сиэтле в конце 80-х, характеризовался грязными звуками и нарочито неряшливым стилем в одежде. Рок-музыканты этого направления придерживались особенной философии в одежде: на сцену они надевали те же вещи, что носили дома, — в протест культуре ненужных покупок. После того как Nirvana подписали контракт с DGC Records, гранжевый стиль Курта Кобейна стал культовым и перекочевал в мейнстрим: в 1992 году Марк Джейкобс в Perry Ellis создает гранжевую коллекцию, Versus выпускает рекламную кампанию со Стеллой Теннант в той же стилистике, а Vogue снимает историю Grunge and Glory с Наоми Кэмпбелл.

По сути, образы героев "На игле" не меняются в зависимости от ситуаций. Рентон, из уст которого вышел самый популярный монолог о потребительском обществе, убегает от полиции, принимает наркотики и идет на рейв в одной и той же одежде, с повязанной на поясе фланелевой рубашкой. Кочерыжка и Саймон весь фильм выглядят как наутро после рейва, а Бегби разве что меняет одни поло Fred Perry на другие. Всем этим герои выражают свое пренебрежение к социальным нормам и при этом выглядят естественно и круто.

trainspotting-style

Versus; Nirvana


Панк-рок

Многие присваивают Дэнни Бойлу заслугу в создании мужских скинни-джинсов, однако это не совсем так. Стиль героев в основном стал калькой с реального положения дел и настроений молодежи конца 80-х. В это время панк-рок был еще более чем жив, несмотря на то что ему на пятки уже наступал инди- и брит-поп. Герои фильма "На игле" слушают американский панк 70-х годов. В те времена подростки стоят в очереди в американский клуб CBGB, чтобы прорваться на концерты агендерных панк-рокеров The Damned, The Stooges и Blondie. Рентон носит навеянные панк-временами скинни-джинсы и засаленные футболки не по размеру, оголяющие живот, — прямо как у Игги Попа.


Рейвы и рабочий класс

90-е немыслимы без культуры рейверов и габберов, которые помимо флуоресцентных ярких цветов и принтов одевались в простой athleisure. И если сейчас в постмодернистских коллекциях Рафа Симонса, Hood By Air, Гоши Рубчинского и Vetements тема спортивной одежды как повседневной педалируется, то в 90-х это было в порядке вещей. Бомберы остались от ультраправых субкультур, а олимпийки на молнии adidas, поло Fred Perry и кеды Converse все еще живут как наследие футбольных фанатов. Все это было повседневной одеждой нижней прослойки британского среднего класса, для которой рейвы по аналогии с футбольными матчами были главным местом приятного времяпрепровождения в период кризиса и безработицы на стыке 80-х и 90-х.

trainspotting-style

Гоша Рубчинский, кадр из фильма "На игле", 1995

Замшевый бомбер, олимпийки и buzzcut (стрижка под 0,5 см) Рентона навевают стиль футбольных фанатов и габберов. В то время как пероксидный блонд, неоновые оранжевые топы Саймона и очки Кочерыжки выглядят как повседневная униформа для рейвов. Рентон, Бегби, Саймон и Кочерыжка существуют как раз в этой среде нигилистов-бездельников из среднего класса, которые, как это характерно для стыка эпох, были потерянным поколением. Более того, по итогам второй части фильма они им и остались. Однако именно это поколение создало культуру и стиль 90-х, которые были так несовершенны в своем совершенстве. Уже сейчас, в 2017 году, мода на 90-е продолжает оставаться в общественном бессознательном — во многом потому, что у руля индустрии находятся люди, которые выросли в то время и пропустили его через себя. Об этой эпохе все еще будет рассказывать журнал Dazed, который именно тогда зародился в маленькой лондонской квартире этажом ниже Кейт Мосс. Дизайнеры Раф Симонс, Николя Жескьер и Марк Джейкобс из коллекции в коллекцию в лучших традициях десятилетия будут смешивать моду и культуру, а вечно молодое наследие Александра Маккуина будет вдохновлять еще не одного молодого дизайнера.

Материал подготовлен Buro 24/7.


Смотрите также: Мода народа: Как понять Vetements.

 

Buro 24/7

  • Фото: www.facebook.com/Nirvana, Platon

Оставьте комментарий

Загрузить еще