Обтекание

Виталий Шоха

С 1990 года по сегодняшний день работает в ЦУМе главным инженером по эксплуатации

Главными универмагами Киева в советское время были ЦУМ, "Украина", "Дарницкий" и "Детский мир" — монстры, которые соревновались между собой. ЦУМ лидировал, потому что у него были самые большие складские базы. Туда каждый день приходило по семь машин с товарами  в то время ни один магазин в стране не мог таким похвастаться. Он также опережал всех по товарообороту, несмотря на то что универмаг "Украина" находится ближе к вокзалу, где курсировали люди, приехавшие в Киев на выходные.

1

ЦУМ всем нравился, там были большие красивые лестницы, а в 1964 году он стал первым зданием в Украине, где установили эскалаторы, и многие просто приходили покататься. Торговли из-под полы в ЦУМе не было. Были дефицитные товары, которые могли вызвать столпотворение. Вдоль лестницы со стороны горисполкома были комнаты-предбанники, куда выносили этот товар. Это делали для того, чтобы спекулянты не занимали очередь по 2—3 раза. Очереди выстраивались на несколько лестничных маршей. И вот стоишь, разговорился с человеком, а потом видишь  осталась всего одна пара обуви! Хорошие манеры тут же исчезали, и выживал сильнейший.

Все мы помним бум на хрусталь. А теперь что  стоит в серванте, пылится. Люди покупали его только потому, что это был дефицит. Когда обувь брали, на размер не смотрели. Главное  взять. А потом менялись или отдавали куму, брату, свату.

Устроиться в ЦУМ было очень тяжело. У нас целыми династиями работали: сначала мать, потом ее дочка подросла, потом ее дети… Такая история была с главным администратором, она до закрытия ЦУМа проработала. Я технический сотрудник, слежу за оборудованием, которое обслуживает универмаг, мне попасть в ЦУМ было проще. В 1990 году я ушел с завода "Коммунист" (сейчас он называется "Радар"), где у меня был оклад 140 рублей. А здесь я получал 190, по тем временам это была солидная разница в зарплате.

1

Иногда я пользовался тем, что работаю в ЦУМе: звонил жене и говорил: "Беги со стороны исполкома на второй этаж! Там будут давать итальянские сапоги!". В очереди мне стоять нельзя было, за это наказывали. Для сотрудников было отдельное обслуживание: раз в месяц на отдел давали обувь, электротовары и прочее. Были вещи, которые хотели все, но их не хватало. Мы тянули фантики, чтобы определить, кому они достанутся.

В 1990-х за рубежом очень ценилась наша оптика. Жена как-то взяла с собой в Грецию два фотоаппарата "Киев" и вернулась с шубами из чернобурки и песца. Чернобурку оставили, а песца я сдал в комиссионку и получил 5 600 рублей, очень большие деньги.

Среди молодых престижно было работать в парфюмерном отделе. Более взрослые стремились устроиться в отдел с дефицитными товарами. Чего греха таить, они часто откладывали их себе. Это было запрещено, но соблазн уж слишком велик. 


Людмила Вронская

Начинала в 1977 году с ученика продавца и дослужилась до заведующей секцией

Никакого кастинга при приеме на работу в ЦУМ не проводили, все-таки это был СССР. В центральном универмаге продавалось все, что нужно человеку. Были различные отделы: хозяйственный, одежда, галантерея, игрушки, мебель.

1

ЦУМ считался главным универмагом страны, потому что это был самый демократичный магазин. Доступным было все: от пуговицы до ковра. Всего там продавалось 50 тысяч наименований товаров! А главное — он был единственным, где практически вся продукция была украинской.

Были представлены все фабрики Украины, поэтому товар был дешевле, чем везде. Существовали многолетние традиции елочных ярмарок и школьных базаров. Когда я была ребенком, меня туда водили. А теперь я бабушка — и водила туда своих внуков. Целые поколения вырастали на наших школьных базарах.

Существовали определенные квоты для предприятий города — по ним распределяли дефицитные товары. Не из-под полы. Самыми большими редкостями были итальянская одежда и обувь, хотя ничего в свободном доступе не было, поэтому полотенца, постель и даже колготки расходились моментально. В перестройку, во времена Горбачева, и вовсе стояли пустые полки. Сложно было даже туалетную бумагу достать.

Когда я работала, была психологом чисто интуитивно. Скажем, в советские времена у меня мужчина купил свитер, который ему был совершенно не нужен. Я уговорила его примерить — и мужчина этот свитер взял. Покупатель не всегда знает, чего хочет, ему необходима профессиональная помощь. Навязывать что-то неправильно, я не сторонник таких отношений между продавцом и покупателем. Никогда бы не сказала "Вам хорошо в этом", если не хорошо. Сейчас заведено так: лишь бы продать. А у нас такого не было.

В те времена такого понятия, как стилист, не существовало. Просто были продавцы-профессионалы. Наша задача заключалась в том, чтобы обслужить покупателя. Так, чтобы не было никаких жалоб. Высокая культура обслуживания. Даже на входе в ЦУМ висела табличка "Магазин высокой культуры обслуживания". А еще был забавный слоган: "Покупатель всегда прав, даже если он не прав". Права потребителей соблюдались очень строго, потому что к ЦУМу всегда было приковано пристальное внимание.

Когда мы закрывались, пенсионеры приходили и покупали что-то на память. Все, кто жили на Бессарабке, были нашими постоянными клиентами.