Универмаг — это не шопинг-молл. Разница в том, что в торговом центре все магазины разделены, там каждый бренд сам по себе: он выкупил или арендовал себе пространство и сам занимается своими продажами, а универмаг — один большой магазин, который собирает разные марки под своей крышей. И если байер, ответственный, например, за обувь, увидит новый бренд и захочет добавить его в свой отдел, он может без проблем это сделать за пару недель — в торговом центре такой возможности нет.


У люксовых брендов типа Dior или Chanel всегда есть свой "магазин внутри магазина": это пространство внутри универмага, которое они оформляют в собственном стиле, так, чтобы покупатели смогли сразу же их узнать.


Для универмага нет более важных и менее важных марок, более прибыльных или менее продаваемых. Мы не рассматриваем марки по отдельности, мы складываем их в одну общую картину: ты приходишь сюда, чтобы найти разные вещи, а в итоге получаешь увлекательный опыт, видишь витрины, выставки, новые бренды. Поход в универмаг — это приключение, новый опыт.

1

Printemps, Galeries Lafayette, BHV, Le Bon Marché продают примерно одно и то же. Это "люкс-мейнстрим". В зависимости от расположения, одни из них ориентируются на молодежь, другие на туристов — как, например, Printemps и Galeries Lafayette. Они расположены в туристической зоне, поэтому и бренды там в большинстве те, что легко продаются: Michael Kors, Coach — то, что у всех сейчас на слуху. Конечно, каждый сезон, каждый месяц фавориты меняются. Это непрекращающийся процесс постоянного обновления. Ничто в Париже не стоит на месте. Единственное, что остается неизменным, — сам институт французской моды.

Требования к брендам очень высокие, но марок в мире настолько много, что отделы в универмагах все равно обновляются каждую неделю.

В универмагах представлены не только популярные и всем известные дизайнеры, часто в BHV и Le Bon Marché встречаются сложные концептуальные вещи, а Printemps и Galeries Lafayette постоянно ищут новые имена. Они часто выносят работы молодых и талантливых дизайнеров в отдельные корнеры, а потом еще и публикуют информацию о них на своих сайтах. Сайт универмага — вообще отдельная тема: все универмаги хотят, чтобы ты помнил о них, знал, что у них происходит, даже когда уже покинул пределы универмага. Поэтому на свои официальные страницы они тратят много сил и времени.

1

В универмаге работает безумное количество людей: сотни продавцов, десятки вижуал-мерчандайзеров, которые отвечают за вид отдела, за то, как вещи каждого бренда сочетаются между собой на полках и вешалках. И есть байеры, которые ездят по всему миру в поисках перспективных и крутых дизайнеров. Это, наверное, самая интересная работа. Ты никогда не знаешь, чего именно хочет твой покупатель, ведь универмаги ориентированы на бесчисленное количество очень разных людей. Поэтому надо быть открытым ко всему новому и интересному.

В разное время я работал в трех универмагах, и все они очень разные: Galeries Lafayette — это масс-маркет. Там нескончаемый поток людей, в основном туристов. Мне страшно подумать, сколько денег они оставляют ежедневно. Серьезно — там продавцы иногда даже не улыбаются, потому что знают, что туристы все равно будут покупать. В BHV и Le Bon Marché все совершенно иначе: здесь покупатели в основном постоянные. Это люди, живущие неподалеку, которые ждут особого отношения, хотят, чтобы с ними здоровались, общались.

Продавцы просто физически не могут знать все, что есть в магазине, — они, как правило, приставлены к одному отделу или вообще бренду. Так что, если вам нужно что-то определенное, лучше спросить внизу на специальном информационном стенде.

Чем больше денег вы готовы потратить, тем выше будет уровень сервиса. Можно нанять личного стилиста, который пройдет с вами по всему универмагу и поможет подобрать идеальный образ, а можно вообще снять специальную комнату, в которую вам будут приносить всю одежду, — даже не придется никуда ходить.

Здесь бывает слишком шумно, слишком людно, особенно по субботам или по праздникам. Но побывать в универмаге на Рождество — часть обязательной программы каждого жителя Парижа. Универмаг преображается, все украшено декорациями, здесь особая атмосфера, жизнерадостная, живая. Кроме того, в одном месте можно купить все подарки. Только надо сразу знать, чего хочешь, не то пропадешь тут на целую вечность.

1

Я больше всего люблю Le Bon Marché — он очень парижский. В нем много местных брендов, много классических вещей, много ручной работы, но иногда попадаются и какие-то очень неожиданные цветные вещи, что-то блестящее. Квинтэссенция парижского стиля. Да и людей тут не так много.

Витрины меняются раз в пару недель, чтобы люди не успевали привыкнуть и заскучать. Самый важный период — Рождество, когда все соревнуются в невероятно сложных декорациях. Кто-то каждый год придумывает новые темы для витрин, а кто-то развивает одну и ту же историю.

Не знаю, часто ли крадут в универмагах, но в первый же день работы в Le Bon Marché я попал на вора. Он подошел ко мне, пока старшие продавцы были на обеде, и попросил дать ему пустой пакет. У него в руках была куча всего, так что я без тени сомнений ему помог. Потом оказалось, что он пошел в примерочную с парой джинсов, снял с них магнитную метку, положил их в пакет с логотипом магазина и вынес их так, как будто только что купил. Я не знал, что такое бывает, поэтому меня не наказали. Но было стыдно.

Брать чаевые запрещено — это часть политики всех больших универмагов. Возможно, дело в том, что покупатель и так платит большие деньги, а в стоимость вещей уже заложен сервис. Возможно, дело в том, что большинство продавцов — это студенты и студентки, все очень привлекательные, и руководство пытается избежать неловких ситуаций из разряда "богатый мужчина оставляет слишком большие чаевые симпатичной девушке-продавцу". Как бы то ни было, брать деньги нельзя.

1

Если покупатель просит отложить вещь хотя бы на пару часов — как правило, ему в этом откажут. Если ты прямо сейчас не готов что-то купить, то через час это купит кто-то другой. Так что речи о том, чтобы "придержать вещи до скидок", вообще не может быть.

Когда работаешь в BHV или Le Bon Marché, то и дело встречаешь знаменитостей: певцов, актеров, дизайнеров, — и помогаешь им выбирать, например, носки или трусы. Это не те обстоятельства, при которых хотелось бы знакомиться, но что поделать.

Не пропустите: Чем удивительны универмаги Нью-Йорка.