В 30-е годы начали проводить политику, направленную на подъем благосостояния. Был короткий период до войны, когда появилось много пищевых производств, вкусная и разнообразная еда, хоть и в ограниченных количествах. То же планировалось и в области одежды, обуви и предметов потребления, но война все смела и большинство предприятий были просто разрушены.

Мода 40-х была своеобразной — к тому моменту в Киеве восстановили три швейные фабрики и шелковый комбинат, где производили натуральный шелк. Уже к началу 50-х на левом берегу появились мощные предприятия по производству искусственных волокон и тканей.

Сразу после революции существовало мнение, что мода  это буржуазный пережиток, что Париж нам не указ, а у нас своя, советская мода  практичная и рациональная. Мы отталкивались от традиций этнографического костюма. Тогда была создана специальная лаборатория под руководством Надежды Ламановой  женщины, которая одевала царский двор, но сумела вписаться в советскую действительность. Она занималась теоретическими разработками, делала много одежды на основе русского и украинского костюмов. Украинский, с его керсетками и плахтами, казался ей очень "в тему".

В общем, мы всегда считали себя не такими как все, а в 30-е годы стало ясно, что такие же. Что мода на самом деле рождается в Париже и, даже если мы там не бываем, наши женщины все равно будут носить то, что предлагает Париж. В 40-е уже стало ясно, что есть общеевропейская мода, нужно налаживать контакты и обмениваться информацией не только на уровне тенденций, но и на уровне конструирования, технологии, оборудования, текстиля.  

 



tsum

40-е

В 1947 году Диор показал коллекцию, которую назвал New Look — женственную, элегантную, с платьями, на которые уходило много ткани, с узкой талией, широкой длинной юбкой и подъюбниками. Европейцы моментально отказались от надоевшей милитаризированной серой одежды, а советские женщины пытались повторять нью-лук, несмотря на постоянный дефицит ткани.

Промышленность поднималась тяжело и долго, потому широко распространился индпошив. Это было мощное подспорье  свои традиции существовали еще до войны, но сейчас это стало особо распространенным. Начали появляться ателье класса люкс, они привозили иностранные журналы и копировали наряды один к одному: наша элита  номенклатура и богема  одевалась ровно так же, как западная. Кутюр всегда был для избранных, как за границей, так и у нас.

Простые люди шили сами. Москва и Ленинград начали издавать доступные журналы мод с выкройками. Шить умели практически все  этому учили в школе, швейная машинка была в каждой семье. Время было бедным, поэтому часто появлялись рекомендации типа "как из посадских платков сшить платье", "как шинель переделать в пальто" или "что можно сделать из домотканого полотна".

Постепенно налаживался масс-маркет: просто-дешево-унифицированно. Фабрика Горького выпускала мужские костюмы и верхнюю одежду, "Юность" (тогда еще фабрика имени Крупской) специализировалась на детской, а на фабрике Смирнова-Ласточкина шили одежду из ситца, байки и фланели  простые платья и халатики, домашние, повседневные, крестьянско-простонародные. Все это продавалось в ЦУМе.  


tsum

50-е

Нью-лук стал монолитом 50-х, этот образ был символом процветания, успешности, семейного счастья, достатка  это был образ женщины, которая умеет и любит за собой ухаживать. В мужском костюме стали популярны широкие брюки и удлиненные жакеты  чтобы ткани побольше уходило.

В 50-х происходил активный обмен опытом: в 1959 году в Москву свою коллекцию привез Кристиан Диор, наши модельеры все чаще выезжали с перспективными коллекциями. Наряду с желанием осмыслить европейскую (прежде всего, парижскую) моду, добавилась еще и этника  очень трогательная. В наших ткацких центрах работали мастера с Западной Украины: они делали эксклюзивные ткани с этническими элементами на современном оборудовании и из качественного сырья. А модельеры, которые читали Vogue, шили из этих тканей какие-нибудь лыжные комплекты — немного наивные, трогательные и очень красивые. Эта работа была скорее выставочно-показательной  чтобы повезти "туда" и показать "им", что мы не только в войне победили, ядерную бомбу сделали и скоро в космос полетим, но еще и жить красиво можем.

А людям, с другой стороны, ничего не хватало  девочек по-прежнему учили шить, индпошив по-прежнему процветал. Белье шили из бязи и ситца, потому что трикотажное достать было невозможно.

 

tsum

60-е

В 60-е промышленность начала набирать обороты: возникли новые дома моделей, проектирующие организации, новые фабрики, курсы закройщиков, конструкторов, технологов, в Киевском технологическом институте легкой промышленности открывается швейный факультет.

Во время оттепели мини-мода здесь родилась так же быстро, как и в Западной Европе. Это было видно даже по журналам: молодежный тренд появился почти одновременно, причем авторские модели, которые предлагали наши художники, по своему качеству почти не уступали западным образцам. У людей появился вкус к одежде, и толпа становилась все более ухоженной.

В 60-е выросла молодая потребительская аудитория, и на смену нью-луку пришли два направления: классическое и спортивное. Последнее направление означало не одежду для спорта и отдыха, а спортивный стиль в одежде: сочетание контрастных цветов, спортивную символику, эргономичность, удобство. Появились новые элементы  такие как колготки. Мы даже не знаем, что появилось раньше: мини-юбки или колготки, потому что одно без другого невозможно. Наши трикотажные фабрики достаточно быстро освоили этот продукт, но пока они налаживали процессы, в журнале "Работница" опубликовали статью "Как сшить из двух пар чулок колготки", и мы их шили.

Появилась мода на искусственные ткани и искусственный мех  сейчас это возвращается в силу разных причин. Тогда их окрашивали в какой-то яркий цвет, делали ворс неестественный. Потом были лаковые изделия с безудержным блеском, сумки, высокие сапоги, а плащ болонья был пределом мечтаний. Мужчины мучились в нейлоновых рубашках, в которых дышать было невозможно, но выглядело это круто.

tsum

70-е

В 70-х началась дискуссия по поводу длины  самой популярной длиной была миди. Причем сейчас нам этого не понять, мы носим что хотим, но тогда вопрос силуэта и длины был архиважным. Миди  это да, а все остальное уже не модно. Трубообразный силуэт, который всех делает стройными, брюки клеши, плотно прилегающие жакеты и пальто, которые колоколом расширяются книзу,  это было самым модным.

Мир переживал экономический кризис (хоть мы его и не чувствовали), и отсюда была эта ностальгия по прошлому. Появилась мода на романтическое Средневековье: люди слушали Вивальди, устраивали вечеринки при свечах, вязали шали, носили кружево. Другим модным направлением стал фольклорный стиль: элементы кантри, восточной одежды или чего-нибудь славянского  в общем, фольклор экзотический.

У нас был свой фольклор: ташкентский модный дом делал все по своим узбекским мотивам, рижский  по прибалтийским, киевский  на основе западноукраинских традиций.

tsum

80-е

80-е  это уже мультистильная ситуация, когда каждые два-три сезона мода менялась: то сафари, то милитари, то что-то навеянное молодежными субкультурами типа панков. Ретростили были актуальны: в середине 80-х были популярны 40-е, потом 50-е, а потом все те же юбки мини. 90-е уже начались с постмодернизма в моде, когда практически ни на что нету запретов: прогнозирование больше не работало, цикличности больше не было, и каждый стал делать только то, что хотел.

Фотографии из архива Галина Васильевны Кокориной, историка моды.

Реставрация материала  А. Н. Кокорин.

Читайте также: Фэшн-близнецы о ЦУМе.