Наши эксперты — Виталий Сергеевич Шкляр, заслуженный архитектор Украины, руководивший реставрацией Шоколадного домика, и Дмитрий Васильевич Малаков, историк Киева, бывший заместитель директора Музея истории Киева, старший научный сотрудник.

 

Дом с химерами

Адрес: Ул. Банковая, 10

Архитектор  Владислав Городецкий, инженер  Антон Страус, скульптор  Элио Саля

Строительство  19011902 гг.

Стиль: Модерн

1

Шкляр: Так называемый "дом с химерами" возведен по проекту архитектора польского происхождения Владислава Владиславовича Городецкого в 1901—1902 годах в сотрудничестве с известным в то время инженером-изобретателем Антоном Эмильевичем Страусом. Здание, похожее на загадочный замок, построено в многогранном стиле модерн. Свое название получило благодаря многочисленным скульптурным украшениям фасадов и интерьеров — в них улавливается страсть Городецкого к охоте. Все скульптурные композиции с блеском выполнил итальянский скульптор Элио Саля. После реставрации 2004 года дом используется в качестве резиденции президента Украины и является памятником архитектуры. Самое загадочное, самое романтичное и самое интересное здание в Киеве "с  буквой времени".

Малаков: Городецкий был выше толпы, выше обывателя — такие люди всегда раздражали, поэтому о нем ходило много сказок. Сам он сначала называл дом "особняком", потому что он стоял "осібно" и не спорил с другими зданиями в архитектурном плане. Этот дом — синтез искусства: архитектура плюс скульптура, а внутри еще и живопись. Синтез декоративного модерна и функциональности — все помещения расположены максимально удобно для живущего в этой квартире. Так что "дом с химерами" интересен и снаружи, и внутри. 

 

Гостиница "Салют"

Адрес: Ул. Ивана Мазепы, 11

Архитектор  Авраам Милецкий

Строительство  19821984 гг.

Стиль: Футуризм, конструктивизм

1

Шкляр: Гостиница построена в 1984 году по проекту архитектора Авраама Моисеевича Милецкого в сотрудничестве с архитектором Владимиром Георгиевичем Шевченко (с которым я, кстати, учился). Архитектурные формы из стекла и бетона в то время, безусловно, были новаторством для Киева и отвечали всем требованиям строительства гостиниц. Из-за местоположения здания в процессе работы над проектом его высоту понизили на 5 этажей: "Салют" не должен был доминировать при взгляде с левого берега. Поэтому гостиница выглядит несколько усеченно и пропорционально незаконченной. Это до сих пор все отмечают. Считается, что она очень неплоха и если бы стояла в другом месте, это пошло бы ей на пользу.

Малаков: Это была гостиница для пионеров, для детей. Нельзя строить детям гостиницу с лоджиями! Это опасно. И да, она должна была быть в 2 раза выше — но посмотрели на уже появившееся здание, на Лавру и решили: стоп, хватит. Конечно, здание отражало свою эпоху, но все эти стеклянные фасады на тот момент уже давно были известны в Европе и Америке.

 

Здание с "летающей тарелкой" на Лыбедской

Здание Института научно-технической и экономической информации

Адрес: Ул. Антоновича (Горького), 180

Архитектор  Флориан Юрьев

Строительство  19701971 гг.

Стиль: Советский модернизм

2

Шкляр: Проект выполнил Флориан Юрьев — человек очень талантливый и многогранный. Он и архитектор, и композитор, и искусствовед, и ученый, и поэт: много-много у него всяких хороших качеств. "Летающая тарелка" принесла ему награду "За новаторство в архитектуре". К сожалению, здание до сих пор не имеет статуса памятника архитектуры, но, будем надеяться, получит его до того, как разрушится. 

 

Шоколадный домик

Адрес: Ул. Шелковичная, 17

Архитектор — (предположительно) Владимир Николаев

Строительство  18991901 гг.

Стиль: Эклектика

2

Шкляр: Мой любимый Шоколадный домик! По предположению историков и искусствоведов, с которыми мы работали, автором этого проекта является академик архитектуры, тогдашний архитектор города Владимир Николаевич Николаев. На его счету много киевских зданий — та же нынешняя Национальная филармония Украины (изначально — Дом купеческих собраний). Дом купца Семена Семеновича Могилевцева построен в стиле итальянского палаццо — на этом всегда в исторических справках акцентировали внимание. Интерьер выполнен сразу в нескольких стилях — в этом большая привлекательность здания. В доме анфиладная система комнат, их все можно обойти и они все в разных исторических стилях: ренессансном, барочном, византийском, мавританском, стиле модерн, ампир и так далее.

В 1934 году дом реконструировали под руководством академика архитектуры Павла Алешина — поступило задание подготовить его для резиденции Лазаря Кагановича [советский революционер, сподвижник Сталина. — Buro 24/7], но он там в итоге не жил особо, слава богу. С 1984 года дом находится в стадии перманентной реставрации, так и не закончившейся по сегодняшний день, — нет финансирования. Домик невероятно интересный и красивый, один из самых, может быть, красивых интерьеров в Киеве и даже в Украине.

 

Замок барона

Доходный дом помещика Михаила Подгорского

Адрес: Ул. Ярославов Вал, 1

Архитектор  Николай Добачевский

Строительство  18961898 гг.

Стиль: Неоромантизм, неоготика

1

Шкляр: Одно из самых красивых и загадочных зданий Киева. Считается, звание "дома барона" ему присвоили незаслуженно — да бог с ним, пусть так и называется. Чем больше легенд, тем интереснее для самого здания. Общий облик доходного дома напоминает средневековый замок, построенный в стиле неоромантизма. Заказчиком был польский помещик, крупный магнат Михаил Подгорский. Автором проекта является русский архитектор, гражданский инженер Николай Николаевич Добачевский. Остроконечная башенка, стрельчатые окна, витые балкончики, а также химеры, подпирающие эркер над парадным входом, придают зданию неповторимый романтический вид. 

Малаков: "Дом барона" — это глупость, которую невозможно победить. Никакого барона в этом здании и близко не было. Барон фон Штейнгель жил рядом — там, где посольство Индии сейчас. А это был просто доходный дом — хороший, приятный. Так же как и в Доме с химерами на Банковой, каждый этаж здесь — одна  квартира. Первый этаж — магазины. И даже кинотеатр там был в 1912 году. 

 

Центральный универмаг

Адрес: Ул. Крещатик, 38

Архитекторы  Даниил Фридман, Леонид Мецоян

Строительство  19361939 гг.

Стиль: Конструктивизм

1

Шкляр: Прекрасный образец общественного здания, построенного в стиле конструктивизма! Чтобы выбрать разработчиков проекта, проводился конкурс — выбрали Леонида Яковлевича Мецояна и Даниила Федоровича Фридмана, которые представили несколько вариантов постройки универмага. ЦУМ всегда доминировал и сейчас является главенствующим зданием в архитектурном ансамбле Крещатика. Очень читаемо, прекрасно решено силуэтно — заслуженно является памятником архитектуры. 

Малаков: ЦУМ был создан на закате конструктивизма, и его облик в целом отражал ту эпоху, в которой он был построен. Он выделялся. Был своеобразным вызовом, протестом тому, что было построено до него. Вообще, универмаг строился несколько раз. Первый вариант, который уже начали строить, снесли. После войны его расширили в сторону Крещатика — одно крыло добавили. Но поскольку рядом стояли эти "торты кремовые", то он резко диссонировал. И тогда на него “надели” верхний этаж в керамической плитке — чтобы соединить имеющуюся довоенную архитектуру с новым обликом Крещатика.

 

Читайте также: Фэшн-близнецы о ЦУМе.