Венеция – вроде бы один из самых попсовых туристических городков, куда приезжают бюргеры со всего мира, чтобы сделать селфи с голубем на площади Сан-Марко и купить на память пепельницу из муранского стекла. Но параллельно, сменяя друг друга, там постоянно проходят престижные фестивали театра и кино, а также крупнейшие в мире выставки.

1

В прошлом году мы лихо отплясывали на набережной Гранд-канала под "Океан Ельзи" на открытии биеннале современного искусства, в этом с не меньшим размахом на тех же площадках развернулась архитектурная биеннале: в почти заброшенной гавани Арсенале, в садах Джардини и в других прекрасных палаццо и галереях по всему городу.

Здесь выставляют все самое важное и современное, поэтому за несколько дней можно увидеть больше, чем потом за весь год, хватило бы сил и ног. Это главный повод заезжать в Венецию практически в любое время года.

Вопреки моим опасениям, что это будет похоже на микс строительных техник, каталогов, материалов и парада чертежей футуристичных объектов, архитектурная выставка почти не проигрывает художественной в красоте и эффектности.

В отличие от современного искусства, где бесконечно напрягаешь мозг в попытках понять, зачем и почему, с архитектурой все проще. Во всяком случае тут уже заранее известно, что все объекты объединены одной первичной мыслью – изменить мир и сделать его лучше. Ну или попытаться.

И пусть здесь не было шедевров – зато были Идеи.

Тема была заявлена немного высокопарно – "Репортаж с фронта". На линии фронта — глобальные проблемы человечества: экология, перенаселенность, нищета, нехватка ресурсов, последствия природных катаклизмов и войн. Современный архитектор уже не просто строит большие и красивые здания или города, а придумывает, пробует и ищет решения важнейших гуманитарных проблем.

1


Арсенале

Вход не то чтобы украшен, но впечатляюще оформлен остатками демонтажа прошлогодней арт-выставки – лесом металлопрофиля и кусками гипсокартона, издалека похожего на известняк. Всего мусора на 100 тонн. Так сразу с порога получаешь дополнительный критерий оценки выставленных объектов – сколько мусора они после себя оставят.

1

Дальше вас ждут бесконечные картонные, деревянные, гипсовые макеты зданий, районов и целых городов, построенных во всех мыслимых масштабах, живописные горы мусора и переработанные из него материалы, строительные леса, видеоинсталляции, всевозможные фактуры, арки и невероятные своды.

1

1

Инсталляция Beyond Bending, огромный несимметричный свод с крупными дырами вокруг колонн, выполнен из известняковых плит без какого-либо скрепляющего раствора и держится исключительно на распоре клиновидных камней, форма каждого из которых была просчитана при помощи новейших компьютерных технологий. Очень красиво, но, прочитав описание, все спешили как можно быстрее из-под свода выйти.

1

1

Каждый проект рассказывает свою историю, предлагает решение своих задач. Качество жизни, неравенство, безопасность, неграмотность, беженцы, отходы, природные катастрофы, экономия ресурсов, проблемы транспорта — только некоторые из них.

1

Ходишь среди всего этого и ужасаешься – как же нас развелось настолько много. Зачем мы плодимся и размножаемся, как бактерии в питательном бульоне (каждую неделю население увеличивается на миллион человек!) и как вообще страшно жить. Но участникам удалось избежать чрезмерного трагизма — все вроде бы плохо, но выход наверняка есть, вот они стараются и ищут.

Эти мысли прерывает роскошный, как Филипп Киркоров, макет здания MATREX российского архитектора Бориса Бернаскони для Сколково. Кто не знает, инновационный центр Сколково — любимое детище российского премьера Дмитрия Медведева, призванное показать миру торжество российской науки и инноваций. В Венеции это торжество оформлено в виде пирамиды офисного центра, внутри которой впихнута огромная многоэтажная матрешка, причудливым образом разделяющая внутреннее пространство. Выполнен макет красиво и богато, с яркой неоновой подсветкой и странноватым жужжащим саундтреком.

1

На контрасте с другими проектами, нарочито простыми, как будто дешевыми, связанными с базовыми потребностями человечества, от величия русской инновационной матрешки берет оторопь.

Пишут, что этот проект включен в общую экспозицию как образец борьбы с посредственностью, банальностью и серостью, которые тоже угрожают качеству нашей жизни.

Лично меня больше всего поразила инсталляция ирландцев, посвященная исследованию связи архитектуры и болезни Альцгеймера.

Она представляет план реабилитационного центра в Дублине с точки зрения пациентов, лишенных "оперативной" памяти и возможности ориентироваться в пространстве.

Завораживающая проекция показывает навигационный опыт пациентов в течение одного дня. Смесь архитектурного плана и восприятия больных деменцией приводит к фантасмагорическим образам из звуков, цветов, образов настоящего и воспоминаний из прошлого.

1


Джардини

Здесь расположены национальные павильоны, где страны показывают свои идеи на заданную тему.

Германия и Австрия прилежно решают проблемы европейского кризиса с беженцами. Причем немцы в знак своей открытости миру даже разобрали стены своего старинного павильона (в конце выставки все кирпичики обязуются вернуть на место, ведь это здание – памятник архитектуры).

Швейцарцы построили огромную белую инсталляцию в форме облака, с неровной пещерой внутри. Первое ощущение – будто она тут случайно осталась после арт-биеннале. По замыслу автора эта инсталляция являет собой эссенцию архитектуры, очищенную от сопутствующих дисциплин. Только три базовые составляющие – работа с заданным пространством, проектирование и труд (непосредственно строительство), без каких-либо художественных, социологических, технологических и прочих влияний.

1

У Канады вместо павильона – золотой глазок. Раскорячившись на земле и заглянув в дырочку, можно посмотреть красочное кино про ресурсную экономику. Масштабы и последствия добычи полезных ископаемых – актуальная тема для Канады, которая является крупнейшим в мире поставщиком минерального сырья.

1

Британцы представили варианты жилых помещений, построенных под конкретное время, которое в них необходимо провести.

Минималистичное коммунальное пространство с лежанками, вайфаем и прозрачным шкафом, где висят унифицированная одежда и вещи общего пользования, – для нескольких часов.

В объемных резиновых шарах, которые можно разместить где угодно (хоть в лесу), предлагают обустроить себе домашнюю атмосферу на ночь-другую.

Двухъярусная кабина с минимальным частным пространством, но со всем необходимым, которую можно поставить в большой квартире, офисе или лофте – на несколько месяцев.

И, наконец, квартира с гибкой планировкой, которая легко трансформируется под разнообразные нужды, – это уже на годы.

Теперь можно ничего не загадывать и жить "здесь и сейчас", owe nothing, share everything , не обрастая тяжеловесным бытом.

1

Как бы ни были разнообразны экспозиции национальных павильонов, российскому и тут удалось всех удивить. Линия фронта здесь пролегает в ревитализации советского прошлого на примере выставочного центра ВДНХ.

На первом этаже, в темноте, под торжественный марш Прокофьева, посетителей встречает золотая проекция барельефа "Советскому народу, знаменосцу мира – слава!" со знаменами, голубями и Владимиром Ильичом во главе.

Продолжается экспозиция в темном склепе с высвеченными белоснежными копиями знаковых скульптур – рабочий с колхозницей, девушка с кроликами, гипертрофированно мускулистый бык из павильона "Животноводство".

Если в начале от изумления накатывает легкий трепет, то за ним приходит понимание нелепости всего происходящего и разочарование от полнейшего отсутствия иронии.

Лестница ведет на второй этаж, где показана современная ВДНХ, футуристичные идеи студентов по поводу отдельных пространств и обширнейшая библиотека материалов по теме. Очень впечатляет, да.

1

1

Большинство стран для иллюстрации идей о том, как решить мировые проблемы, стремились рассказывать о своих "линиях фронта", используя минимальные средства, что придавало дополнительный вес их высказываниям.

"Золотого льва", главный приз биеннале, получил испанский павильон "Незавершенное". Он составлен из эффектной подборки проектов, переосмысляющих не законченные из-за кризиса стройки. Среди них разнообразные, часто неожиданные решения – скажем, кинотеатр, переделанный в жилое пространство, или надстройки и вставки между существующими сооружениями.

1

1

Несмотря на отказ украинских чиновников от участия в Биеннале, Украина представлена двумя частными инициативами.

1

1

Фонд "Изоляция" показал проект "Архитектура Украины за линией фронта". Он сделан по результатам работы международной резиденции, где художники, архитекторы, режиссеры и дизайнеры со всего мира исследовали города Мариуполь и Донецк, оказавшиеся по разные стороны границы боевых действий. Очень в тему "линии фронта".

й

Второй проект выполнен уже украинской командой. Ученики школы урбанистики CANactions под руководством именитых европейских кураторов провели исследования двух городов на востоке и западе Украины. Промышленный Краматорск и исторический Ивано-Франковск проиллюстрировали срез, открывающий основные актуальные проблемы городов нашей страны.

Эта экспозиция всего лишь первый результат очень важного процесса, который запустила платформа CANactions. Их задача – воспитание собственных профессионалов, понимающих, как можно и нужно решать актуальные проблемы современных городов.

После венецианского знакомства с мировой архитектурой, ее принципами, идеями и темпами развития ужасно грустно возвращаться домой. И хочется, чтобы эти знания скорее просачивались к нам, чтобы появлялось все больше прогрессивных людей, которые разбавят ряды постсоветских градостроителей с их архаичными и сакральными генеральными планами.

И тогда есть шанс, что наши города станут немножко открытее и дружелюбнее к своим жителям.

1

В Венеции времени категорически не хватало – досмотреть, вернуться, посетить отдаленные галереи и музеи. Ну и просто посидеть на каком-нибудь из каналов с бутылкой просекко, потеряться в закоулках, где не бывает туристов, отчаянно влюбиться, поехать на лодке позагорать на Лидо, выпивать с толпой студентов на одной из площадей, возвращаться домой по совершенно пустым улицам на рассвете. Каждый раз что-нибудь не успеваю.

Поэтому всегда счастлива вернуться в этот дряхлый, прекрасный, нелепый и роскошный город на Адриатическом болоте.

1

Читайте также: Круглый стол Buro 24/7: Когда исчезнет Пшонка-стайл?