Его работы можно встретить в современных ресторанах, хабах и шоу-румах практически всех крупных украинских городов. Стиль, в котором работает скульптор Вахан Авакян, сложно не узнать — причудливая геометрия полигональных светильников, ваз и других предметов декора пользуется огромным спросом у украинцев. То, что начиналось как простое увлечение, переросло в полноценную дизайн-студию Vahan Avakian.

1

С детства я занимался спортом — это была моя главная страсть. Сначала плавание, а потом контактные виды спорта: бокс, борьба. Да я и сейчас стараюсь находить для спорта время. Как и все дети, любил рисовать, лепить, что-то конструировать. После школы поступил в КИСИ на архитектурный факультет. Но к самой архитектуре особой тяги не было, больше интересовало что-то прикладное: черчение, лепка. Это, возможно, как-то повлияло на то, чем я занимаюсь сейчас. После университета пытался работать по специальности, также пробовал себя в роли дизайнера, но не пошло. Работал тренером по боксу, фитнес-инструктором, фотографом. Словом, перепробовал много всего, и непонятно, чем бы занимался сейчас, если бы не случай...

й

Идея попробовать создать нечто подобное была у меня давно. Но первую попытку я предпринял, когда затеял ремонт в своей квартире. Пробную, самую маленькую, модель вазы я сделал из цемента, исключительно для себя. Результатом остался доволен и решил, что надо сделать еще. Начал пробовать разные материалы: цемент, гипсовые смеси — словом, все, что можно было найти в строительных магазинах. Экспериментируя, я параллельно общался со специалистами, собирал информацию отовсюду, действовал методом проб и ошибок. Много времени ушло на то, чтобы придумать форму.

В Украину я переехал с семьей в 1994-м из Армении, когда там начались военные действия. Мне было года четыре и, сказать по правде, я не думал, что мы здесь останемся навсегда. Как многие вынужденные беженцы, мы приехали в Украину всего лишь "перезимовать".

В моей семье не было скульпторов, художников, архитекторов, но, в принципе, наш народ всегда был мастеровитым, славился своими ювелирами, резчиками по дереву, по камню. Это было частью моего детства. Мой дедушка, например, не будучи ни краснодеревщиком, ни каменщиком, постоянно что-то мастерил у нас дома, учил меня понемногу всем возможным ремеслам.

1

Я так и не определился, как себя называть: то ли я дизайнер, то ли скульптор-декоратор.

Кто-то называет стиль моих работ минимализмом, хотя мне логичнее считать это кубизмом. Вообще, когда спрашивают о стиле скульптур и ваз, я говорю, что это полигональный дизайн, потому что фигуры, которые я делаю, состоят из многоугольников-полигонов. Довольно долго я работал с гипсом — он устраивал меня по уровню прочности, пластичности и времени схватывания раствора. Но теперь использую полимерные материалы. Изделия из полимеров ничего не боятся: ни воды, ни ударов, — что важно и для транспортировки.

Изначально делал вазы только для себя. Мне очень нравился сам процесс производства, а потом я сидел и любовался результатом. Весь дом был заставлен вазами разного размера, цвета и формы. Но глядя на то, что друзьям, моей девушке и родственникам нравятся эти штуки, я начал их выставлять в интернет на продажу. На первых порах меня поддерживал отец, и не только морально: он постоянно покупал материалы, давал советы. Но уже потом, когда пошли первые продажи, он мне признался, что не думал, что это ремесло способно приносить серьезные деньги. "Я думал, это просто красивое и необычное хобби",  так он сказал.

1

Первые заказы были не заработка ради. Я делал для приятелей вазы за минимальные деньги просто потому, что мне это нравилось. Позже, конечно, пришло понимание, что, если я и дальше хочу этим заниматься (а я хотел!), нужно продумать и финансовую часть. В итоге прошло уже два года с момента создания первой вазы, а мне это нисколько не надоело.

Мои работы представлены в киевской "Галерее 48", в салоне Design Shop и в харьковском шоу-руме Ugol. Недавно возник проект с ребятами из студии Goosucc. Они продают суккуленты, растения такие, в дизайнерских вазочках и горшках и к тому же мои соседи. Логично, что мы решили выпустить ограниченную серию их продукции в моих вазах. Довольно часто, листая журналы, посвященные дизайну интерьеров, я вижу на фотографиях свои вазы. Это происходит без моего участия, но все равно приятно.

Сначала мастерская была дома, но в итоге я понял, что проще оборудовать небольшой шоу-рум и в нем же сделать мастерскую. Это эффективнее и для производства, и для общения с клиентами.

Мой основной рынок — Украина. На родину в Армению пока еще ни одного изделия не продал. Хотя появляются уже и зарубежные клиенты. Отчасти ради них я постепенно отказываюсь от использования гипса для изготовления ваз и светильников и перехожу к более прочным полимерным материалам, которые легче переносят транспортировку.

Развитие, конечно, необходимо. Я стараюсь посещать специализированные лекции, выставки, но часто все упирается в нехватку времени — нужно делать очередной заказ.

Полигональный дизайн, граненые фигуры — сейчас это в тренде. Но я, конечно, задаюсь вопросом, будет ли это актуально спустя несколько лет. Эти мысли немного нервируют. Как бы там ни было, что толку переживать сейчас? Я просто стараюсь делать свою работу все лучше и лучше, а новые идеи — их много, рано или поздно я приступлю к их реализации. Сейчас, например, экспериментирую с фактурой: равносторонние треугольники, равнобедренные. При использовании вторых получаются более сложные фигуры. Есть еще идея попробовать делать украшения в подобном полигональном стиле.

1

Занимаясь предметным дизайном, я ищу вдохновение в чем-то кардинально другом. Нельзя, придумывая новую форму светильника или вазы, вдохновляться вазами — это уже плагиат. Новые решения приходят, как обычно, внезапно и с совершенно неожиданной стороны. Довольно часто в последнее время идеи приходят во сне. Иногда я их даже записываю.

Я не полагаюсь только на вдохновение — это капризная штука. Нужно просто заставить себя прийти в мастерскую и работать, работать, работать. Неважно, что голова болит, что устал или что на улице гадкая погода: работа сама по себе — колоссальная энергетическая подпитка.

Несмотря на все печальные события в стране, заказов пока хватает. Это радует, все-таки предметы декора — вещи не первой необходимости. 

Несколько раз поступали предложения выпускать мои изделия большими тиражами, в масштабах крупного производства, поставить на поток. Но я бы не хотел, чтобы моя мастерская превратилась в фабрику, "выпекающую" однотипные штамповки. Мне больше нравится, что это ремесло, ручная работа, ритуал в каком-то смысле, где каждое изделие уникально и неповторимо.

1

Больше всего я люблю дикий отдых, с палаткой, в горах, в уединенной бухте. Очень не хватает Крыма в этом смысле.

К автомобилям я отношусь спокойно. Это просто удобный вид транспорта, но я не делаю из машины фетиш. Готовить люблю — как всякий армянин хорошо готовлю мясо, все остальное готовит жена. Фирменное блюдо, конечно, шашлык.

Инвесторами проекта были я и мой отец. Когда подрастет мой сын, я обязательно постараюсь приобщить его к моим занятиям. Я вообще за семейный бизнес и преемственность поколений.

Люблю классическую музыку, оперу, даже сам иногда пою, если никто не слышит.

1

Я хочу немного отойти от предыдущих моделей, занимаюсь созданием двух новых коллекций. Хочу по максимуму заниматься текстурами, максимально повысить качество своих изделий, сделать их еще более интересными, уникальными и выходить с ними уже на европейский и американский рынки.

Работа поглощает полностью. Редко хочется добровольно покидать мастерскую. Само помещение очень уединенное, атмосферное, комфортное.

Я всю жизнь мечтал о собаке и вот, наконец, когда женился, смог ее завести. Теперь швейцарская овчарка Альф — мой бессменный компаньон, охраняет мастерскую и шоу-рум, пока я работаю. Благодаря Альфу мне даже удается ненадолго отрываться от работы и погулять.

1

Семья и любимое дело — не знаю, что может быть важнее. И то и другое приносит мне огромное удовлетворение. Даже спортивные тренировки отошли на второй план. Я доволен тем, чем занимаюсь, доволен, как сложилась моя жизнь. Чувствую себя абсолютно счастливым.


Записал Макс Щербаков

Читайте также: Своими руками: Неаполитанский портной.